Страница:БСЭ-1 Том 06. Бессарабия - Больм (1927).pdf/162

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

потопа; каждый раз после такой катастрофы новые фауны и флоры создавались сразу творческой силой. Этой теории катастроф был нанесен удар появившейся в 1830—32 книгой Ч. Лайэля, к-рый развил учение о постепенном изменении земной поверхности путем непрерывного действия геологических факторов, наблюдающихся и в наст, время. Каких-либо сохранившихся в слоях земной коры следов мировых катастроф в летописи земли не находится. Отсюда казалось естественным заключить, что и развитие органического мира происходило также постепенно под влиянием естественных причин. Но этого вывода сам Лайэль не сделал; однако, он оказал глубокое влияние на Ч. Дарвина.

Т. о., хотя книга Ч. Дарвина произвела в полном смысле слова революционный переворот в биологической науке, но, несомненно, что умы биологов уже были подготовлены к восприятию этого революционного учения. И не приходится удивляться тому, что эволюционная идея была выдвинута одновременно двумя англ. биологами  — А. Уоллесом и Дарвином: первым — в виде краткого наброска, вторым — в форме книги, содержащей огромное количество убедительных фактов, собранных кропотливой подготовительной работой в течение 20 лет.

Ч. Дарвин показал прежде всего неправильность линнеевского понятия о виде, как об однородной единице. В пределах каждого вида имеются разнообразные группы, разновидности, и даже отдельные особи более или менее резко отличаются одна от другой.

Наряду с этим основным явлением «изменчивости», Ч. Дарвин устанавливает другое такое же основное явление «наследственности»: индивидуальные признаки родителей в большинстве случаев б. или м. полно передаются детям. Третий дарвиновский фактор эволюции  — «естественный отбор».

Размножение организмов происходит весьма интенсивно: от одной пары родителей происходит огромное число потомков, но при постоянстве внешних условий только немногие из этого огромного числа имеют шансы заместить своих родителей, остальные же погибают. Выбор остающихся для дальнейшего размножения не случаен: погибают все уроды, обремененные плохой наследственностью, остаются же лучшие, т. е. наиболее приспособленные, передающие свою приспособленность по наследству будущим поколениям. И т. к. такая борьба за существование происходит на земле в течение многих миллионов лет, то естественно, что в результате отбора виды менялись, распадались на новые виды, а отбор обеспечивал для каждого периода наибольшую приспособленность. Пользуясь природной изменчивостью и наследственностью и применяя метод сначала бессознательного, а потом и сознательного искусственного отбора производителей, человек создал и продолжает создавать огромное количество разнообразнейших пород полезных или красивых домашних животных и культивируемых растений. И сам человек, как одно из последних звеньев в развитии органического мира, произошел таким же есте 308

ственным путем от своих обезьяноподобных предшественников (см. Дарвинизм, Борьба за существование, Естественный отбор, Половой отбор).

Наиболее существенным в теории Ч. Дарвина, к-рый ввел, т. о., в Б. исторический метод, было то обстоятельство, что он объясняет происхождение организмов путем естественных причин, устраняя необходимость прибегать к чуду творения, и хотя его объяснение остается строго каузальным, его учение объясняет также и происхождение целесообразности, т. е. приспособленности организмов. Влияние дарвинизма не только в биологической науке, но и во всех областях человеческой жизни было и продолжает оставаться огромным.

Он нанес решительный удар религиозным догмам и перестроил миросозерцание широких масс населения. Учение Дарвина после некоторой борьбы было принято почти всеми биологами. Особенно деятельными пропагандистами его были  — в Англии Т. Гексли, в Германии Э. Геккель, у нас К. А. Тимирязев. Им приходилось вести активную борьбу за новое учение, выступая в печати, на заседаниях ученых обществ и в публичных диспутах, в особенности с представителями духовенства. Были и научные оппоненты (Агассис, Бэр, Катрфаж, Данилевский и др.), но мало-по-малу они смолкли, и наступил период полного признания эволюционного учения. Если в наст, время находятся ученые биологи, которые называют себя антидарвинистами, то мы, б. ч., имеем здесь дело с возражениями против тех или иных частных положений дарвинизма, которые естественно должны были изменяться под влиянием дальнейшего развития науки; другие современные антидарвинисты, как Дриш, просто не интересуются проблемой исторического процесса и выставляют другие задачи Б. Но борьба против дарвинизма далеких от науки оппонентов, а особенно церковников, не затихла до сих пор.

И в наши дни в нек-рых штатах Америки эта борьба особенно обострилась, но направленные против распространения дарвинизма законы, проведенные в этих штатах, свидетельствуют лишь о невежестве законодателей и характерной для буржуазных и клерикальных кругов боязни революционизирующего и разрушающего религиозные догмы действия дарвинизма.

Учение Дарвина оказало огромное влияние на развитие биологических наук во второй половине 19 в. Была перестроена вся сравнительная анатомия, к-рая теперь поставила своей целью, на основании сравнительного изучения строения животных и растений, делать выводы об их взаимном родстве и восстановить генеалогическое дерево животного и растительного мира. Широкого развития достигла также эмбриология (см.) — изучение развития организмов. Основы эмбриологии были заложены еще до Дарвина трудами К. Ф. Вольфа (1679—1754) и К. Э. Бэра (1792—1876).

В новом, после-дарвиновском периоде трудами целого ряда, гл. обр., русских биологов, — особенно А. О. Ковалевского,