Страница:БСЭ-1 Том 06. Бессарабия - Больм (1927).pdf/166

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

белковых соединений, а тем более их синтеза. Между тем, ряд исследований кровяной сыворотки различных видов животных, а также белков растений разных видов показал, что каждому виду свойственны особые белки, и что белки близких между собой видов, — напр., человека и шимпанзе, — более сходны друг с другом, чем у человека и низших обезьян, а тем более собаки и др., более отдаленных от человека, животных. Вероятно, в состав каждой клетки каждого вида организмов входят особые белки, и мы еще очень далеки от возможности подвергнуть каждый из этих белков химическому анализу. Наш физикохимический анализ жизненных явлений не может быть поэтому в настоящее время полным и окончательным, но с теоретической стороны этим обстоятельством не приходится смущаться, так как нам совершенно ясно, что невозможность объяснить до конца физиологические процессы зависит, в первую очередь, от несовершенства современных сведений о химическом составе клетки (см. Биохимия, Белки, Аминокислоты).

Химия 19 в. установила, что в состав организмов входят только те химические элементы, которые встречаются в неорганической природе. Первоначально органическая химия занималась только соединениями, состоящими из углерода, кислорода, водорода, азота, серы, фосфора и немногих других элементов. Исследования последних лет установили важное участие в химии живых организмов длинного ряда других элементов, находящихся в природе и в организмах в совершенно ничтожных количествах, часто не поддающихся химическому анализу. Важную роль сыграли исследования Вильштеттера, показавшего, что необходимой составной частью зеленого пигмента растений — хлорофилла — является магний, совершенно так же, как атом железа входит в состав красного животного пигмента — гемоглобина, в составе печени головоногих моллюсков обнаружена медь, у асцидий — ванадий и т. д. В. И. Вернадский утверждает, что большинство минералов, встречающихся в земной коре, и притом многие редкие минералы, прошли через состав «живого вещества». Для химии будущего предстоит важная задача — определить участие в жизненных процессах всех этих элементов, до сих пор едва затронутое биологами.

Биологам нашего времени приходится сильно считаться с участием в жизненных процессах также и таких органических веществ, химический состав которых совершенно неизвестен, т. к. они встречаются в организмах и нужны ему в таких ничтожных количествах, что совершенно не поддаются химическому анализу. Физиологи 19 в. были убеждены, что животному организму для питания нужны только белки, жиры, углеводы, некоторые неорганические соли и вода. Исследования последних 15 лет установили, что, кроме того, нам необходимы еще т. н. витамины (см.), — вещества, встречающиеся в ничтожных количествах в естественной пище, но нередко уничтожаемые обработкой пищи, напр., нагреванием.Второй группой важных физиологических веществ, которых также почти не удалось анализировать, являются т. н. гормон ы, содержащиеся в крови животных и выделяемые в кровь живыми клетками, в особенности клетками особых «эндокринных желез». В 20 веке создалась специальная наука эндокринология (см. Внутренняя секреция), занимающаяся проблемой гормонов, и ежегодно печатаются сотни исследований в этой области. Но только одно из этих веществ, — адреналин, — выделенное из надпочечников, извлечено, подвергнуто анализу и даже приготовлено синтетически, при чем искусственный препарат, будучи введен в кровь, вызывает такое же сужение кровеносных сосудов, как и препарат, извлеченный из надпочечников.

О других гормонах мы знаем только по их физиологическому действию. Наши химические методы до сих пор еще остаются недостаточно тонкими, чтобы подвергнуть ничтожные количества этих гормонов химическому анализу. Однако, никто не сомневается, что это — действительно химические вещества и что когда-нибудь они будут изучены так же, как уже изучен адреналин; к химическому обособлению «тироксина» (из щитовидной железы) и «инсулина» (из поджелудочной) биологи подошли уже близко. Третью группу физиологически важных веществ неизвестной химической природы составляют ферменты (см.) или «энцимы». Это — вещества, ничтожно малые количества которых ускоряют различные физиологические процессы, подобно тому как губчатая платина, серная кислота и др. неорганические катализаторы ускоряют реакции между различными неорганическими веществами. После работ Бухнера (1897) было выделено большое число ферментов и признано, что они являются Химическими веществами, хотя еще ни один из них не выделен из растворов и не подвергнут химическому анализу. Однако, несмотря на это, их физиологические реакции изучаются с величайшей точностью, устанавливаются количественные законы их действия, и не подлежит сомнению, что ферментативные реакции носят характер обычных физико-химических реакций. Четвертой группой физиологических, далеко еще не полно изученных, веществ являются выделяемые болезнетворными бактериями яды — т оксины и возникающие под их влиянием в крови антитоксины и др. иммунные тела (см. Иммунитет). Эти вещества также получены в растворах, которые порою можно разбавлять в тысячи и миллионы раз, не устраняя их физиологического действия, а только соответственно ослабляя его.

Изучение этих четырех групп веществ, встречающихся в клетках и их выделениях в ничтожно малых количествах, составляет в наст, время существенную часть биологической химии. Очевидно, обычные методы химии слишком грубы для того, чтобы их можно было непосредственно применить к изучению этих тонких химических реакций, и в наст, время биологи должны были взять на себя разработку особенно точных