Страница:БСЭ-1 Том 06. Бессарабия - Больм (1927).pdf/17

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

массы крестьян бежали на восток. Таким же пристанищем была Бессарабия и для беглецов с севера, скрывавшихся от русских помещиков и царских властей. Здесь находили приют и мирную, сравнительно вольную, жизнь беглые крепостные, и дезертиры, и спасавшиеся от религиозных преследований сектанты (в частности, липоване), и укрывавшиеся от царских «милостей» Екатерины казаки-некрасовцы. В Бессарабии не существовало крепостного права, процветавшего как в дунайских княжествах, так и в России.

С конца 15 века Б. стала подвластной Турции. С начала 18 века она постепенно входит в круг влияния, а потом подпадает под власть России. Начиная с Прутского похода 1711, она в течение 18 века в каждую из войн России с Турцией занималась русскими войсками и по нескольку лет и даже десятилетий оставалась в фактическом владении России. Наконец, она и формально была присоединена к России по договору с Турцией, заключенному в Бухаресте в 1812. Позже, по Адрианопольскому договору (1829), Россия получила и устья Дуная (гирла), прилегающие к южной части Бессарабии. С установлением в Бессарабии царской власти здесь стала усиливаться власть помещиков. Так, Александр I поспешил признать действительность старых молдавских помещичьих грамот на бессарабские земли, — грамот, не признававшихся турками, — и в результате этого, напр., половина земель Хотинского уезда была отдана нескольким семьям молдавских бояр (Стурдза, Кантакузен, Гика, Россет). Все же крепостное право в Б. укоренялось медленно, и «освобождение крестьян» (1861) фактически коснулось лишь незначительного количества дворовых, преимущественно цыган, т. к. остальная масса населения состояла из формально свободных землепашцев. После Восточной войны 1854—56 Россия, по Парижскому трактату 30 марта 1856, уступила союзным государствам, воевавшим против нее, южную часть Бессарабии, примыкающую к Дунаю (Измаильский уезд), «для лучшего обеспечения свободы плавания по Дунаю». Одновременно Парижский трактат отменил протекторат России над дунайскими княжествами (в том числе и Молдавией), фактически осуществлявшийся Россией с 1774. В 1859 дунайские княжества, по инициативе европейских государств, были преобразованы сначала в княжество, а затем в королевство Румынию.

Новое государство было призвано к жизни, гл. обр., для того, чтобы охранять интересы создавших его крупных держав на нижнем течении и в устьях Дуная. В его состав автоматически вошла и отнятая в 1856 у России южная часть Бессарабии, образовавшая в административном делении Румынии три уезда (Измаильский, Катульский, Болградский). После войны с Турцией 1877—78 Россия на Берлинском конгрессе 1878 добилась возвращения ей юж.

Бессарабии в обмен на отнятую у Турции и переданную Румынии Добруджу (площадь Добруджи на 3.500 км2 больше Бес 28 сарабии). Часть дунайских гирл все же оставлена была Румынии. На конгрессе в Берлине представитель Англии лорд Биконсфильд возражал против возвращения юж. Бессарабии России, Бисмарк же (Германия) поддерживал требования России. Т. о., с 1878 в состав России снова вошла целиком вся Бессарабия. В 1902 численность населения Бессарабии достигала 2.143.000. Чрезвычайно характерна картина национального состава населения по отдельным уездам: молдавское большинство имеется только в центральной части Бессарабии, а в юж. и сев. молдаване составляют меньшинство. В среднем же, по всей Бессарабии процент молдаван не превышает 47—48%. Подавляющее большинство молдаван — крестьяне. Несмотря на наличие общего с населением Румынии расового происхождения, молдаване все же отличаются от румын. Сами молдаване не считают себя румынами. Неистребимая ненависть к румынским помещикам характерна для бессарабского молдаванина. Общность языка у молдаван и румын весьма относительна. Еще и сейчас, через девять лет после оккупации Бессарабии, румынским властям приходится обращаться к молдавскому населению на молдавском, а не на румынском языке. 84, 7% населения Бессарабии занято земледелием, и потому аграрный вопрос имеет здесь решающее значение. До революции 1917 Бессарабия была страной помещичьих латифундий, с одной стороны, и голодных крестьянских наделов, острого малоземелья — с другой. Помещики владели 30% всей посевной площади, двухмиллионное же крестьянство имело 57% ее.

Бессарабия со времени империалистской войны. С самого начала мировой войны Румыния, при своих переговорах о «нейтралитете» или вступлении в войну на стороне «союзников» (Антанты), поставила через посредство Италии вопрос о «восстановлении исторической справедливости» и возвращении ей той части Бессарабии, которая была вновь получена Россией по Берлинскому трактату 1878, т. е. южной части Бессарабии. Но Россия категорически протестовала против этих претензий Румынии, и «союзники» должны были согласиться с позицией России. Непосредственная подготовка к захвату Бессарабии была начата Румынией сейчас же после Февральской революции 1917, когда у Румынии явилась надежда использовать временное ослабление России. Первым шагом было появление в Бессарабии организованной агентуры румынского правительства (в лице Ивана Инкульца, занимавшего при Керенском пост помощника губернского комиссара, международного шпиона Катареу и др.), целью к-рой было подготовить захват бессарабского тыла. 20 октября 1917 в Кишиневе был созван «военно-молдавский конгресс», собрание кучки никем не избранных и никого не представлявших делегатов, совместно с прибывшими из Румынии агентами румынского штаба. «Конгресс» наметил план создания краевого парламента, под именем «сфатул-церий» (по-молдавски «краевой совет»); он был организован не