Страница:БСЭ-1 Том 06. Бессарабия - Больм (1927).pdf/193

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

лежит в основе применения всякого рода лекарств, к к-рому человечество прибегает с самой глубокой древности. Правда, химические процессы в живом организме неизмеримо сложнее, нежели в мертвой природе, и естественно, что в Б. мы еще весьма далеки от полного и глубокого овладения предметом, — дальше, чем в других науках, — но мы несомненно на пути к этому. Главнейшим достижением Б. надо считать то, что она дает нам общую, хотя еще неполную картину химических процессов, совокупность к-рых в животном или в растительном организме составляет так называемый обмен веществ (см.). Достижения Б., независимо от их чисто-научного интереса, имеют огромное значение как для медицины, так и для сельского хозяйства.

Лит.: Прянишников, Д. Н., Химия растений, М., 1907; Костычев, С. П., Физиология растений, ч. I, М., 1924; Абдергальден, Э., Физиологическая химия (пер. с нем.); Палладии, А. В., Учебник физиологической химии, ГИЗ, 1924; «Biochemisches Handlexikon», herausgegeben von Emil Abderhalden, Berlin, 1924.

Бах.

БИОЦЕНОЗ (от греч. bios — жизнь и koinos — общий), термин, употребляющийся преимущественно в гидробиологии (см.) для обозначения тех сообществ или комбинаций животных и растений, на к-рые распадается все население данного бассейна. Термин этот аналогичен термину ассоциация растений (см.) у ботаников. Более отвлеченно Б. понимается как подвижно-равновесная система населения, устанавливающаяся в данных экологических условиях. Экологические условия как физико-химические, так и биологические, в разных частях бассейна не одинаковы; иначе говоря, бассейн, как местопребывание организмов, распадается на ряд биотопов; каждому биотопу и соответствует свой биоценоз.

Все организмы, входящие в состав Б.> связаны между собою не только одинаковым отношением к физико-химическим факторам данного биотопа, но и биологически: наличием соответствующей пищи, возможностью в данных условиях укрыться от врагов и пр. Отношения между биоценозом и биотопом крайне сложны. Поскольку входящие в состав Б. организмы берут себе из воды кислород, углекислоту и необходимые им соли, поскольку они выделяют в воду ненужные им продукты своей жизнедеятельности, поскольку умирают и разлагаются, они оказывают на биотоп самое могучее и всестороннее воздействие. Б. и биотоп взаимно влияют друг на друга. Б-ы, особенно прибрежные, несут в самих себе источник своей гибели и причину образования на их месте другого биотопа и нового Б.

Так, напр., если данный Б. ограничен в числе других факторов определенным поясом глубин, то трупы входящих в его состав организмов, раковины и отмершие части растений, постепенно накопляясь, все более и более уменьшают глубину того места, где живет данный Б., и, в конце-концов, доводят его до глубин, исключающих возможность существования данного Б. и с железной необходимостью обусловливающих развитие и процветание другого Б.; таким путем происходит, напр., зарастание и, наконец,полное исчезновение целого ряда пресноводных бассейнов. Однако, не всегда трупы организмов остаются лежать там же, где эти организмы жили; часть трупов может сноситься волнами и течениями глубже, или, наоборот, выбрасываться из воды на берег; трупы многих планктонных организмов (см. Планктон) опускаются на дно бассейна; поэтому является более правильным противопоставлять сообществам живых организмов, биоценозам, танатоценоз ы, сообщества, кладбища мертвых организмов, которые играют такую важную роль в исторической геологии.

Обычно Б. использует все особенности своего биотопа, и в каждый данный момент все образующее его население находится в состоянии определенного равновесия; однако, это равновесие не постоянно: оно подвижно, поскольку свойства биотопа подвержены годовым и другим колебаниям, и в силу этого входящие в состав Б. организмы или появляются только циклически или развиваются количественно различно.

Б. является одной из трех основных единиц, над которыми работает гидробиология: 1) вид водяных организмов, 2) биоценоз и 3) тип водного бассейна. Изучение Б-ов началось очень недавно, и предстоит еще огромная работа по исследованию их экологии, генетики, географического распределения, геологического прошлого, по созданию системы Б. и пр. Прикладное значение изучения Б-ов крайне велико. На основании их мы может судить о качествах воды, с одной стороны, а с другой — без знания Б. и всей сложности взаимоотношений жизни в бассейне, мы не в состоянии изменять население, напр., рыбное, в желательном для нас направлении, без риска потерпеть неудачу или сделать трудно поправимые ошибки.

На прилагаемой цветной таблице изображены, в качестве примера, схема распределения и системы Б-ов Черного м. I — Б. скал: часть его населения вылезает из воды и довольствуется только сыростью и волнами прибоя, как, напр., краб Pachygrapsus (рис. 1), усоногий рачек Balanus (рис. 2) и моллюск Patella (рис. 3); другая часть населения скал живет глубже: к ней принадлежат — бурая водоросль Cystoseira (рис. 4), покрывающая все прибрежные скалы Черного м., зеленые водоросли Ulva (рис. 5) и Епteromorpha (рис. 5а); к скалам прикреплены: моллюски мидии (Mytilus, рис. 6) и актинии (рис. 7); около скал постоянно держится рыба морской ерш (Scorpaena, рис. 8). Разбитые и превращенные в песок скалы образуют биотоп II-го Б-а — Б-а песка.

У края воды здесь ютятся: немертины Linens (рис. 9), низшие черви Saccocirrus (рис. 10), рачки амфиподы, бокоплавы (рис. 11) и др.; глубже, в песке живут: моллюски Venus (рис. 12), разгребающие песок своими усиками, рыбы султанки (Mullus, рис. 13), к-рые закапываются в песок, камбалы (Rhombus, рис. 14); везде по песку бродят раки-отшельники (Diogenes, рис. 15) и др. Обычно в глубине заливов с песчано-илистым дном развивается III — Б. зостеры: в морской траве зостере (Zostera, рис. 16) прячутся морские иглы (Syngnathus, рис. 17), зеленушки (Сгеnilabrus, рис. 18), морские коньки (Hippocampus, рис. 19), креветки (рис. 20) и пр. Глубже скал, песка и зостеры идет IV — Б. устричника: основное его население — масса устриц (Ostrea, рис. 21), морские гребешки (Pecten, рис. 22) и пр.

Глубже Б. устричника идет V — Б. мидиевого ила, названный так по имени заполняющего ил этих глубин моллюска мидии (Mytilus, рис. 23), так же широко распространена красная водоросль филлофора (рис. 24), красная губка Suberites (рис. 25) и асцидия Ciona (рис. 26). Еще глубже поселяется VI — Б. фазеолинового ила  — названный так по имени моллюска фазеолины (Modiola phaseolina, рис. 27); кроме фазеолины, мы встречаем там