Страница:БСЭ-1 Том 06. Бессарабия - Больм (1927).pdf/231

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

БИХЭВИОРИЗМзаключается в том, что стимулы, первоначально не вызывавшие какой-либо реакции, могут впоследствии вызывать ее. Мы называем это процессом обусловливания (раньше это называли образованием привычек). Эта трудность заставляет бихэвиориста прибегнуть к генетическому методу. У новорожденного ребенка он наблюдает так наз. физиологическую систему рефлексов, или, лучше, врожденных реакций. Беря за основу весь инвентарь безусловных, незаученных реакций, он пытается превратить их в условные. При этом обнаруживается, что число сложных незаученных реакций, появляющихся при рождении или вскоре после него, относительно невелико. Это приводит к необходимости совершенно отвергнуть теорию инстинкта. Большинство сложных реакций, которые старые психологи называли инстинктами, — напр., ползание, лазание, опрятность, драка (можно составить длинный перечень их), — в наст, время считаются надстроенными, или условными. Другими словами, бихэвиорист не находит больше данных, которые подтверждали бы существование наследственных форм поведения, а также существование наследственных специальных способностей (музыкальных, художественных и т. д.). Он считает, что при наличии сравнительно немногочисленных врожденных реакций, к-рые приблизительно одинаковы у всех детей, и при условии овладения внешней и внутренней средой, — возможно направить формирование любого ребенка по строго определенному пути.

Образование условных реакций. Если мы предположим, что при рождении имеется только около ста безусловных, врожденных реакций (на самом деле их, конечно, гораздо больше, напр., дыхание, крик, движения рук, ног, пальцев, большого пальца ноги, торса, дефекация, выделение мочи и т. д.); если мы предположим далее, что все они могут быть превращены в условные и интегрированы — по законам перестановок и сочетаний, — тогда все возможное число надстроенных реакций превысило бы на много миллионов то число реакций, на которое способен отличающийся максимальной гибкостью взрослый человек в самой сложной социальной обстановке.

Эти незаученные реакции вызываются нек-рыми определенными стимулами. Будем называть такие стимулы безусловными [(Б) С], а все такие реакции — безусловными реакциями [(Б) Р], тогда формула может быть выражена так: .

После образования условной

| n I

v

и т. д. J Пусть в этой схеме А будет безусловным стимулом, а 1  — безусловной реакцией.

Если экспериментатор заставляет В (а в качестве В, насколько нам известно, может служить любой предмет окружающего мира) воздействовать на организм одновременно с Л в течение известного периода времени (иногда достаточно даже одного раза), тоВ затем также начинает вызывать 1. Таким же способом можно заставить С, D, Е вызывать 1, — другими словами, можно любой предмет по желанию заставить вызывать 1 (замещение стимулов). Это кладет конец старой гипотезе о существовании какой-то врожденной либо мистической связи или ассоциации между отдельными предметами.

Европейцы пишут слова слева направо, японцы же пишут вдоль страницы — сверху вниз. Поведение европейцев так же закономерно, как и поведение японцев. Все т. н. ассоциации приобретены в опыте. Это показывает, как растет сложность воздействующих на нас стимулов, по мере того как наша жизнь идет вперед.

Каким образом, однако, становятся более сложными реакции? Физиологи исследовали интеграцию реакций, — главн. обр., однако, с точки зрения их количества и сложности. Они изучали последовательное течение какого-либо акта в целом (напр., рефлекса почесывания у собаки), строение нервных путей, связанных с этим актом, ит. п. Бихэвиориста же интересует происхождение реакции. Он предполагает (как это показано в нижеприведенной схеме), что при рождении А вызывает 1, В  — 2, С  — 3. Действуя одновременно, эти три стимула вызовут сложную реакцию, составными частями к-рой являются 1, 2, 3 (если не произойдет взаимное тормажение реакций). Никто, все же, не назовет этого интеграцией. Предположим, однако, что экспериментатор присоединяет простой стимул X всякий раз, как действуют А, В и С.

Через короткое время окажется, что этот стимул X может действовать один, вызывая те же три реакции 1, 2, 3, к-рые раньше вызывались стимулами А, В, С.

Изобразим схематически, как возникает интеграция или новые реакции всего организма: (Б) Р (В) С Л ) В

с J

действующие последовательно

1 1 последовательо I но вызванные, ~ | но не йЕтегри3 J ровавные

После образования условной связи: (У) С (У) Р А

1 |интегрированВ 2 > пая реакция С 3 J (у) Часто возбудителем интегрированной реакции является словесный (вербальный) стимул. Всякий словесный приказ является таким именно стимулом. — Т. о., самые сложные наши привычки могут быть представлены как цепи простых условных реакций.

Б. заменяет поток сознания потоком активности, он ни в чем не находит доказательства существования потока сознания, столь убедительно описанного Джемсом, он считает доказанным только наличие постоянно расширяющегося потока поведения. На приведенной на ст. 439 схеме показано, чем Б. заменяет джемсовский поток сознания.

На этой таблице перечислены (весьма неполно) действия новорожденного (непрерывные линии). Она показывает, что реакции «любовь», «страх», «гнев» появляются при

}