Страница:БСЭ-1 Том 07. Больница - Буковина (1927)-1.pdf/58

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

в условиях революции, но в упадочном фазисе ее, когда, благодаря ожесточенной классовой борьбе, все основные социальные силы разбиты и создается состояние нек-рого равновесия; 2) социальной основой Б. является, в основном, буржуазия, что, однако, не исключает того, что в первичной стадии своего развития он опирается на огромную периферию консервативного крестьянства (именно поэтому Б. особенно типичен ддя крестьянских стран); 3) Б. обрастает элементами социального распада, которые образуются в результате уничтожения прежних общественных связейКлассическим образцом такой социальной опоры может служить знаменитое «Общество 10 декабря», помощь которого немало пригодилась Наполеону III при совершении государственного переворота 2 декабря 1851; 4) наконец, Б. нельзя себе мыслить вне армии, к-рая является необходимым (но недостаточным) условием для его успеха; имея за собой армию, Б. одерживает победу, но только при благоприятном соотношении классовых сил; 5) Б. — это монархия, облеченная в форму военной диктатуры, но это не старая легитимная монархия, а монархия-выскочка, парвеню, с налетом авантюризма и с «пятнами» революционного происхождения; 6) Б. обладает ярко выраженной идеологией внеклассовости; этот автократический режим хочет облагодетельствовать все классы, но больше всего он боится самодеятельности масс; 7) второй отличительной чертой идеологии Б. является его тенденция выставлять себя как демократическую и социальную монархию. Все это вместе взятое показывает, что Б. вовсе не является характерным для истории одной Франции. Всюду, где создаются такие же исторические условия, как во Франции в начале или в середине 19 в., должны появиться и одинаковые следствия. С этой точки зрения Б. мог появиться задолго до появления самих Бонапартов, к-рые были только наиболее яркими носителями этого своеобразного исторического явления. В Англии в середине 17 в., во время Великой английской революции (см. Великобритания, исторический очерк), создалась обстановка, благоприятная для появления Б. Эпоха протектората (1653—1660) имеет много сходных черт с Первой империей, а Кромвель был англ. изданием Наполеона. Все основные признаки Б., указанные выше, были здесь налицо. Февральская революция 1917 в России тоже создала подходящую питательную среду для всяких бонапартистских настроений.

Ленин и Троцкий указали ряд типичных черт Б. в социально-политическом облике нек-рых деятелей того времени (Керенский, отчасти Корнилов). Здесь необходимо, однако, указать на то обстоятельство, что Б.

Кромвеля был исторически родственен Наполеону I, а Б. Февральской революции 1917  — Наполеону III (о различии между тем и другим см. выше).

Выше уже указывалось, что термин Б. имеет двоякий смысл. Если понимать под Б. определенную политическую тенденцию, которая связывает себя с именем Бонапартов, то мы должны будем квалифицироватьего как специфический продукт франц. истории. Судьба его во Франции была весьма своеобразна. В эпоху Первой империи Б., как определенного политического направления, не существовало по вполне понятным причинам. Он мог появиться только после падения Наполеона I, и носителями его явились сподвижники Наполеона. Социально он был связан в это время с частью мелкой буржуазии, недовольной существующим режимом и жившей легендарными воспоминаниями о «великом императоре». Но до чего слабы были бонапартисты, показывает то обстоятельство, что во время Июльской революции не нашлось даже группы людей, к-рые выдвинули бы кандидатуру какогонибудь Бонапарта на франц. престол. Такую же незначительную роль играл Б. в эпоху Июльской монархии, и только во время революции 1848, после разгрома пролетариата в июне месяце, Шарль Луи Наполеон Бонапарт, благодаря своеобразному сочетанию исторических условий (о них см. выше), был выброшен на поверхность общественной жизни, сделался сперва президентом Французской республики, а после совершенного им 2 декабря 1851 государственного переворота превратился во французского императора. Этим идеал бонапартистов был осуществлен, и Б. замирает опять на все время Второй империи. После крушения Второй империи Б. был чрезвычайно непопулярен, и единственный бонапартистский депутат де-Конти, выступивший в защиту Наполеона III, был освистан. Но после смерти Наполеона III в начале 1873 шансы бонапартистов стали расти, и на дополнительных выборах им удалось получить 10 мест. Они выставили требование апелляции к народу и создали даже «центральный комитет воззвания к народу», к-рый имел филиальные отделения в провинции и организовывал заговоры с целью восстановления империи. Особенную роль они стали играть в момент кризиса республики между 1873 и 1877, когда их представители (Мань и Фурту) входили даже в кабинет Сиссэ.

Однако, насколько эфемерен был их расцвет, показывает то обстоятельство, что укрепление буржуазной республики нанесло им сильный удар. Они играли еще известную роль во время буланжистского кризиса (1887—90), когда их претендент на престол, Людовик Наполеон, имел даже свидание с генералом Буланже. Но затем их звезда стала быстро закатываться. — В 1879 умер сын Наполеона III, после чего ближайшим претендентом на престол сделался принц Жером Наполеон. Но т. к. многим бонапартистам он казался слишком свободомыслящим, то они откололись от партии и признали своим претендентом сына Жерома, Виктора Наполеона. Во главе более прогрессивной части бонапартистов стал Руэр, а во главе клерикальной  — Кассаньяк. После смерти Жерома в 1891 партия снова объединилась, но значение ее от этого не увеличилось, и к началу 20 в. она окончательно пришла в упадок. Такова история Б. в более узком и поверхностном его понимании, но этот термин имеет и более глубокий социологический смысл, анализ к-рого был дан выше. В этом