Страница:БСЭ-1 Том 07. Больница - Буковина (1927)-2.pdf/130

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

сильное сопротивление, Брюс принужден был перенести на референдум вопрос о борьбе с «красной опасностью», и на выборах в ноябре 1925 нанес жестокое поражение рабочей партии (см. также Австралийская федерация, исторический очерк).

Лит.: «Oxford Survey of the British Empire», v. 5, Australasia, 1914; V. G. C h i 1 d e, How Labo. ur Governs: a Study of Work. Repr. in Australia, 1923. А. П.

БРЮС, Яков Вилимович (1670—1735), граф, государственный деятель при Петре I; происходил из шотландского дворянского рода; его дед, Яков Б., в 1647 приехал в Россию и поступил на службу. Б. начал свою службу в «потешных», стал одним из самых близких к Петру I людей, сопровождал его в заграничной поездке 1697, участвовал во многих походах (в Полтавской битве командовал артиллерией), в 1717 назначен президентом берг-и мануфактур-коллегии, вел переговоры с Швецией в 1718 и 1721.

В 1714 Брюс был уличен в хищениях, что, однако, не отразилось на его карьере. Б. много занимался математикой и естественными науками, заведывал книгопечатанием.

В 1726 вышел в отставку и жил в своем имении, занимаясь науками. Эти занятия создали ему славу чернокнижника, обладавшего сверхъестественными познаниями.

Ему приписывается «Брюсов календарь» (М., 1709), на самом деле лишь составленный под его наблюдением.

БРЮСОВ, Валерий Яковлевич (13/ХП 1873—9/Х 1924), один из крупнейших рус. писателей нашего столетия. Внук б. крепостного крестьянина, ставшего капиталистом, сын носителя радикальных идей 60  — х гг. и сторонника революционного народничества, Б. с раннего детства проникся материалистическими взглядами Дарвина, Писарева, Чернышевского, настроением гражданской поэзии Некрасова. Б. учился в московских частных гимназиях и на историко-филологическом факультете Московского ун-та (окончил в 1899). Начал писать рано, и лет 13  — ти уже сознал себя поэтом.

В гимназии Б. пишет очень много стихов, подражая вначале пользовавшемуся большой популярностью у молодежи Надсону, потом Некрасову, затем Лермонтову и, наконец, Пушкину. «Знакомство в начале 90  — х гг., — вспоминает Б., — с поэзией Верлэна и Малларме, а вскоре и Бодлэра, открыло мне новый мир. Под впечатлением их творчества созданы те мои стихи, к-рые первые появились в печати». В 1894 Б. выпустил 3 сборника «Русские символисты» (совместно с Миропольским), а затем книгу переводов Верлэна «Романсы без слов». В короткий срок Б. стал вождем, теоретиком, организатором и художественным «мэтром» рус. символизма. В 1904 был одним из основателей органа символистов «Весы» (см.) и редактировал его до прекращения журнала (1909). С 1912 принимал близкое участие в журнале «Русская Мысль». Был корреспондентом газеты «Русские Ведомости» на фронте во время империалистской войны. Вскоре после Октябрьской Революции перешел на сторону Советской власти, чем навлек на себя гонение со стороны большинства своих старых литературныхдрузей. В 1919 вступил в РКП (б). Работал в Наркомпросе (заведующий отделом научных библиотек, заведующий литературным отделом, заведующий отделом художественного образования, член Государственного ученого совета и т. д.). Свою давнишнюю мечту о создании специального литературного высшего учебного заведения Б. реализовал, создав Высший литературнохудожественный институт (см.). Принял горячее участие в подготовке Большой Советской Энциклопедии в качестве редактора отдела литературы, искусства и языкознания. В 1923, в день 50  — летия, получил от президиума ВЦИК ’а грамоту, выражающую ему «благодарность РабочеКрестьянского Правительства» и отмечающую выдающиеся заслуги Б. перед страной.

Умер от крупозного воспаления легких.

Деятельность Б. была чрезвычайно разносторонней. В поэзии Б. отразилась долгая и упорная борьба заложенных в детстве материалистических взглядов и гражданских стремлений с философско-литературными стремлениями современной ему буржуазной интеллигенции, которая толкала Б. к мистицизму, индивидуализму, символизму. Первый этап творчества Б. — буржуазно-индивидуалистический бунт против «амбарной», патриархальной жизни; попытки выделить свою личность из «дряхлого мира», «громадного, — неподвижного, серого».

Это стремление нашло себе выражение в книге «Me eum esse» (1897), где был провозглашен культ бесстрастия, «холодной мечты», «тишины», возвышения над миром.

Радикальные идеи 60  — х гг., к-рые Б. еще мальчиком перенял от отца, спасали Б. от омертвения на этом пути; бешеный темп современного капиталистического города подсказал Б. новый культ  — «культ страсти», напряженности жизни. Но рано одряхлевшая рус. буржуазия могла толкнуть лишь к «религии мига», не насытив в то же время этого мига напряженно-глубоким содержанием. И религия страсти превратилась в культ неутоленного страстного стремления, в фетишизм напряженности, независимо от цели и содержания. Выход был в поисках новых мотивов, мотивов гражданственности. В 1902—03 Б. впервые подходит к темам труда, социальных язв города, положения пролетариата («Песни», «Работа», «Каменщик», «Ночь» и т. д.). Пройдя короткий этап великодержавно-шовинистических чаяний, в связи с русско-японской войной, Б. в книге «Stephanos» (дек. 1905) славит величие революции, призывает «детей пламенного дня» «восстать» «на этих всех, довольных малым», хотя представляет себе пролетариев-революционеров в образе «грядущих гуннов», идущих уничтожить всю современную культуру, и ощущает свою роковую близость к обреченному миру. Поражение революции 1905 возрождает мотивы бесстрастия, сменяющиеся затем патетической лирикой неутоленной страсти, и эта лирика вновь уступает место кратковременному увлечению «патриотическими» темами (1914—16), за к-рым следует новый и окончательный приход к пролетарской революции. Б., естественно, не