Страница:БСЭ-1 Том 08. Буковые - Варле (1927).pdf/127

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

говор. Опыт исследования, тексты, перевод и примечания, 3 вып., Петербург, 1913—14; б) по литературе: «Бурятские сказки и поверья», собранные М. Н. Хангаловым, Н. Затопляевым и др., Иркутск, 1889; Xангалов, М. Н., Балаганский сборник. Сказки, поверья и нек-рые обряды у северных бурят, под ред. Г. Н. Потанина, «Труды ВосточноСибирского Отделения Русского Географического Общества», V, Томск, 1903; Базаров, Ш. Л., Образцы монгольского народного творчества, «Записки Восточного Отделения Археологического Общества», т. XIV, СПБ, 1902; Амагаев, Н. и Аламчжи-Мэрген, Новый монголо-бурятский алфавит, СПБ, 1910; «Сборник Монголо-Бурятской Народной Поэзии», вып. I, под ред. Аламжи-Мэргэна, СПБ, 1910; то же, вып. II, под ред. Алмас Нарнай, СПБ, 1911; Барадийн, Н., Отрывки из бурятской народной литературы, СПБ, 1910; «Образцы народной словесности монгольских племен». Тексты, т. I, «Произведения народной словесности бурят», собрал Ц. Ж. Жамцарано, П., 1918; A. Rudnev, А Ьпriat epic, «M6moires de la Soci6t£ Finno-Ougrienne», LII, Helsinki, 1924; Руднев, А. Д., Ха-Ошир.

Перевод отрывка бурятской былины, «Сборник Музея Антропологии и Этнографии при Академии Наук СССР», V, вып. 2, Л., 1925.

Д. ПоППв.

БУРЯТЫ (бу р ят о-м о н го л ы), круп ная ветвь монгольской народности, населяющая, глав, образом, современную БурятоМонгольскую АССР. По месту обитания Б. делятся на: 1) северо-или добайкальских (тункинские, китойские, кудинские, аларские, балаганские, верхоленские, ольхонские и др. территориальные группы) и 2) южно  — или забайкальских Б. (баргузинские, кударинские, селенгинские, хоринские территориальные группы). Северо-байкальские буряты в значительной мере подверглись рус. влиянию и усвоили рус. письменность; напротив, забайкальские Б., — особенно хоринцы, — сохранили связь с халхасскими монголами, усвоили письменность на халхасском наречии, создали собственную литературу и выделили многочисленную интеллигенцию. Общая численность Б. в пределах Бурято-Монгольской республики в 1923 была 220.442 человека; по предварительным данным переписи 1926 (декабрь) — 229.400 человек (кроме того, вне пределов республики — до 60 тыс. чел.). Общая численность Б. в СССР может быть принята в 300 тыс. чел. обоего пола.

Этнически Б. распадаются на большое число племенных групп, из которых важнейшими являются эхирит и булагат (северо-байкальские Б.) и хори-хоринцы (южнобайкальские Б.). По наружности Б. имеют монгольский тип: приземистый рост, короткие руки и ноги, длинное туловище, лицо широкого овала, с выдающимися скулами, косо поставленными черными глазами, приплюснутым носом, жесткие черные волосы на голове и редкая борода. Строение черепа, как и у монголов, — резко выраженная брахицефалия. Большинство Б., особенно забайкальских, занимаются примитивным скотоводством — скот круглый год пасется на подножном корму под открытым небом, тощает зимою, часто гибнет от бескормицы; реже его укрывают в стойле и заготавливают для корма «утужное сено» с орошаемых лугов. Однако, уже в последние годы царизма Б. начали переходить к земледелию, в связи с чем сокращаются ежегодные кочевки. Другими промыслами Б. являются звероловство (соболь, белка, лисица, горностай) и рыболовство (у оз. Байкала), приготовление предметов и орудий домашнегохозяйства и религиозного культа, а также  — извоз. Жилище Б. — юрты — деревянные (у северо-байкальских) и войлочные (у южнобайкальских). Пищу Б. составляют мясо домашнего скота, рыба, молочные продукты (квашеное молоко, творог, из молока же изготовляется водка), овощи (дикорастущие, реже огородные), чай (кирпичный, заправленный молоком, маслом и солью), хлеб и мучные изделия. Одежда бурят одинакова у мужчин и женщин: рубашка из бязи или китайской дабы и штаны из того же материала, подбитые ватою или из выделанной шкуры. Верхняя одежда — кафтаны из овчины или сукна и халаты из бумажной ткани (у богатых — шелковые). Замужние женщины поверх халата надевают безрукавку.

Зимою буряты носят ватные шапки, летом  — круглые шляпы с небольшими полями и красной кисточкой наверху. Мужчины стригут коротко волосы, женщины делают сложную прическу. Как национальный костюм, так и монгольская обувь постепенно исчезают.

Социальные отношения Б. до последнего времени определялись господством родового строя, на основе к-рого возникла мелкая общинная единица — улус, объединяющая у добайкальских Б. членов «большой семьи», связанных тесным родством и общими хозяйственными интересами; в Забайкальи такая община включает иногда несколько десятков и даже сотен юрт, имеющих общие пастбища, покосы и загоны для скота. Родовой строй дал начало и поддерживает среди Б. старинные общинные институты и обычаи: обычное право, общественное жертвоприношение у шаманистов, религиозные празднества у ламаитов, общественные облавы (зегете-аба) для защиты скота от волков. Господством родового строя объясняется и приниженное положение замужней женщины, взятой из чужого рода и потому недопускаемой к участию в общественных жертвоприношениях. До революции 1917 родовой строй среди Б. господствовал повсеместно и всемерно поддерживался царским правительством (по уставу Сперанского 1822, на родовом строе утверждалась вся общественная жизнь Б., управление и суд). Численное разрастание родов и ослабление родственных связей, в особенности же — социальная дифференциация, усилившаяся за последние годы, быстро ведут к распадению родового строя. Браки среди Б. заключались очень рано, в 14—16 лет; обязательная уплата дорогого калыма (20—100 голов скота) принуждает бедные семьи обмениваться девушками — брат невесты женится на сестре жениха. Строго воспрещенные обычаем браки в пределах одного рода в наст, время не только допускаются (в 4-м колене), но и считаются весьма желательными, как обеспечивающие невесте хорошее обращение в родственной семье. На женщинах у бурят лежит все бремя домашнего хозяйства, а у бурятземледельцев на долю женщин, когда мужчина отправляется в извоз, выпадают и тяжелые полевые работы. Допускается многоженство, особенно в случае отсутствия детей от первой жены.