Страница:БСЭ-1 Том 08. Буковые - Варле (1927).pdf/92

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

движениями. Эти течения сильны в Нидерландах и растут с конца 16 века в Англии, несмотря на преследования официальной церкви. Попытка радикальной религиозной революции в Англии совпадает с социально-политической революцией (индепендентство). Во Франции абсолютизм успел подчинить себе католическую церковь и сделать ее своим орудием; в союзе с феодализмом он долго борется с буржуазным кальвинизмом; окончательная победа католицизма обозначала страшный разгром французской Б. (отмена Нантского эдикта, 1685).

Вслед за волной церковных революций, а отчасти сливаясь с ними, прокатилась волна революций социальных и политических. Б. стремится разбить остатки феодализма и вместе с ними сносит и абсолютную монархию. Революционные выступления Б. нередки и в ср. вв.; буржуазные программы выдвигаются в испанском революционном движении 1519—1522 и в германской Крестьянской войне 1525. Но первые большие буржуазные революции происходят там, где раннее проникновение капитала в сферу производства приводит к особенно резкому столкновению со старыми феодальными порядками. Эру буржуазных революций можно начать с восстания Нидерландов против испанского владычества. Подавив при помощи инквизиции Б. в Испании, испанский феодальный абсолютизм тяжело обрушился на Б. своих нидерландских провинций с налоговыми требованиями и преследованием «еретиков».

Наиболее феодальное правительство столкнулось с наиболее развитой Б. Европы.

Революция, осложненная национальной и религиозной борьбой, классовой борьбой в самих Нидерландах и соперничеством Юга с Севером, закончилась созданием буржуазной олигархической республики Голландии (см.). В процессе революции был сброшен навязанный извне испанский феодализм и разбиты остатки местного феодализма. В 17 в. Голландия дает наиболее чистый тип торговой Б. Развитие промышленности в стране задерживается отливом капиталов в более выгодные предприятия — торговлю, морской разбой и эксплоатацию колоний. С конца 17 в., с падением морского могущества Голландии, голландская Б. превращается в рантье, экспортируя свои капиталы, главным образом, в Англию.

Не успевают затихнуть последние раскаты нидерландской революции, как начинает слышаться гул надвигающейся революции в Англии. С конца 16 в. Б. и связанные с ней слои землевладельцев становятся все самостоятельнее и требовательнее, а полу буржуазная монархия все больше поворачивает на путь абсолютизма и феодальной реакции (см. Великобритания, исторический очерк). Начавшаяся в 1640 революция осложнилась борьбой в среде буржуазных и буржуазно  — землевладельческих кругов, выступлениями крестьянства и «плебейских» элементов города. Революция зашла гораздо дальше своей первоначальной цели, вслед за чем напуганная Б. временно притихает перед наступившей реакцией, и буржуазная рево 170

люция завершается лишь переворотом 1688.

Землевладельческая аристократия, разделившая с торговой и финансовой Б. барыши от «славной революции», по своему происхождению и по своему экономическому складу не имеет в себе ничего феодального, хотя не без успеха рядится в феодальный наряд. Эта земельная аристократия в корне буржуазна. Она доводит до конца дело буржуазной революции в деревне, сокрушив последние остатки средневековья — крестьянство и общину — и заменив их чисто капиталистическими отношениями.

Она непрерывно пополняется преуспевшими купцами и банкирами. Парламент, управление, должности, синекуры, большие оклады — в руках этой «аристократии». Грабя английское крестьянство и английскую казну, она ревностно заботится об интересах своих союзников  — купцов и банкиров, к-рые хорошо оплачивают оказанные им услуги; земельная аристократия и сама принимает живейшее участие в коммерческих и финансовых операциях. Колониальные интересы Б. становятся главным двигателем ее внешней политики. В Англии устанавливается господство буржуазной олигархии из землевладельцев, купцов и банкиров. Одновременно с этим в Англии происходит стремительное развитие капиталистической промышленности, оплодотворяемой огромным приливом капиталов и обезземелением крестьянства. В промышленной революции этот процесс получает техническое оформление; производительные силы начинают стремительно расти и опрокидывать старые производственные отношения. На авансцену истории, сначала в Англии, а потом и в др. странах Европы, выдвигается промышленная Б. с требованием полного преобразования всего общественного строя.

Она требует для себя свободы действий и, прежде всего, свободы эксплоатации свободного рабочего. Она восстает одинаково против пережитков феодализма и цеховщины и против привилегий и монополий землевладельческой, финансовой и торговой олигархии. «Свобода и равенство» являются ее девизом в этот революционный период ее развития, и она склонна отождествлять свои интересы с интересами всего народа. На этой стадии своего развития буржуазная революция не выдвигает, как раньше, требования религиозной реформации. Вызванный ростом производительных сил и огромным расширением горизонта европейского человека, прогресс науки и, особенно, естествознания приходит в резкий конфликт со всякой религией, придает решающее значение разуму (рационализм) и последовательно ведет к атеизму и материализму. Вместо Реформации 18-й в. дал «Просвещение». Если буржуазные философы часто не могли вполне отделаться от нек-рых религиозных воззрений, то все же их философская религия ближе к атеизму, чем к любому из традиционных исповеданий. Общественные учения Б. этой эпохи стремятся обосновать требования свободы и равенства теорией общественного договора, но уже вплотную