Страница:БСЭ-1 Том 09. Варлен - Венглейн (1928)-2.pdf/126

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

В 7 в. мы застаем оживленный обмен между Англией и материком, особенно через Бретань. С 10 в. очень важны торговые связи с Нормандией. Попрежнему Лондон является главным центром внешней торговли, но рядом с ним развиваются и другие портовые города. Уже закладывается основа будущего английск. торгового могущества: шерсть вывозится во Фландрию; в 7 веке из Англии вывозятся грубые сорта сукна, в 8 веке наблюдается большой экспорт этих сукон во Франкское королевство. Развиваются и крепнут и внутренние торговые связи. Географические условия страны давали для них благоприятную почву. Англия была страной небольшой (Шотландия, Ирландия и Уэльс не входили в ее состав); ее территория равнялась приблизительно трети Франции; в стране не было резких естественных границ; реки, море и, наконец, римские дороги связывали отдельные части страны в одно целое. Географическое распределение земледелия на Ю.-В. и скотоводства на С.-З. создавало почву для внутреннего обмена. Рано начинают выступать города. Много римских городов продолжают существовать и в англо-саксонский период. С 7 века возникает много новых городов. Некоторые из них выступают в качестве крепостей, главных укреплен, пунктов в областях. Особенно много таких «бургов» возникает с конца 8 в., когда Англию начинают тревожить постоянные набеги датчан и норвежцев. Порой городй возникают вокруг монастырей. Каково бы ни было их происхождение, города делаются центрами местной торговли и промышленности. Некоторые города и прямо возникают в силу удобного торгового положения. К середине 11 в. в Англии было уже свыше 80 городов.

Правда, многие из них только укреплением отличаются от больших торговых сел; они окружены полями и выгонами, и сел. хозяйство составляет главное занятие или подспорье для значите л ьн. части их населения.

Если мы теперь обратимся к политическому строю Англии, то и здесь увидим рядом с феодальными чертами и старые, дофеодальные связи и новые, возникающие на почве растущего экономического объединения страны. Этому экономическому объединению соответствует рост объединения политического. В Британии после завоевания англо-саксами образовалось несколько мелких королевств. Но вскоре мелкие королевства сливаются в крупные (Нортумбрия  — на С., Мерсия — в центре, Уессекс — на Ю.), из которых каждое по очереди стремится установить гегемонию над всей страной. Вначале 9 в. уессекские короли объединили под своей властью почти всю Англию. Между тем, начавшиеся в 8 в. датские набеги стали переходить в колонизацию. На вост, берегу о-ва образуются датские поселения; датчане составляют «войско», т. е. постоянные отряды для дальнейших набегов внутрь страны. В конце 9 века они захватили большую часть Англии; в руках уессекских королей уцелел лишь Ю.-З. Датчане принесли с собой несколько иные порядки, чем те, которые господствовали у англо-саксов. У них общественную основу составляла масса свобод 404

ных крестьян-воинов; феодализация в их среде не сделала таких успехов, как у англосаксов. Но, в общем, их учреждения, нравы, язык — тоже северо-германские — были близки к англо-саксонским, и оба народа легко ассимилировались. С середины 10 в. Англия снова объединяется — то под властью англосаксонских, то датских королей.

И в отдельных англо-саксонских королевствах и в объединенной Англии власть короля не была неограниченной; король делил свою власть с так назыв. «советом мудрых» или «уитенагемотом», т. е. с собранием крупнейших духовных и военных землевладельцев: епископов, аббатов, крупнейших тенов. Такой политический строй соответствовал феодальным порядкам, переносившим на магнатов значительную долю государственной власти. Все важнейшие дела король решал со своими «мудрыми». Уитенагемот имел даже право выбирать и низлагать короля. Дофеодальные порядки лучше всего сохранились в местном самоуправлении, организованном по большим округам  — «шайрам», или графствам, и по их подразделениям  — «сотням». Дважды в год созывалось собрание графства. На него должны были являться все б. или м. крупные духовные и светские землевладельцы графства и от каждой деревни староста, священник и четыре крестьянина. Это были по преимуществу судебные собрания; здесь же совершались разные юридические акты; наконец, собрание графства разрешало вопросы о раскладке и сборе податей, об организации обороны. Собрания сотен были аналогичного состава и решали те же дела, только в более узких территориальных рамках. Самые крупные землевладельцы не посещали собраний графства и сотен лично, а возлагали эту обязанность на кого-нибудь из своих вассалов. Так. обр., эти собрания являлись по преимуществу собраниями рыцарей и зажиточного крестьянства, при чем рыцарям принадлежала главная роль. В собраниях сотен и графств видят остаток старинных народных собраний, существовавших когда-то у древних германцев, Местное самоуправление было непосредственно связано с королевской властью через королевских приказчиков, председательствовавших на собраниях и собиравших королевские доходы. В графствах эти приказчики назывались шерифами.

В положении королевской власти мы наблюдаем и успехи феодализации, и живучесть дофеодальных начал, и зародыши нового политического строя, базирующегося на нефеодальной хозяйственной основе. Король — глава феодальной аристократии, и притом глава, весьма стесненный привилегиями этой аристократии. Но он опирается и на более широкие массы населения, организованные на дофеодальной основе. В то же время он и король всей Англии, страны с растущей торговлей и денежным оборотом.

Его ресурсы не исчерпываются земельными владениями, повинностями его крестьян и службой его тенов. Важную статью его доходов составляют торговые пошлины; начинает развиваться и прямое денеж. обложение в виде т. н. «датских денег», собиравшихся