Страница:БСЭ-1 Том 09. Варлен - Венглейн (1928)-2.pdf/130

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Англии, заинтересованных преимущественно в хлебной торговле. Быстрое развитие английской промышленности и торговли в 13—14 вв. вызывало значите л ьн. отход населения от сел. х-ва. Заработная плата в городе была выше, чем в деревне. Малоземельное крестьянство отливает в города. Еще важнее было быстрое развитие деревенской шерстяной промышленности, дававшей заработок малоземельному населению деревни. В связи с этим начинает чувствоваться острый недостаток рабочих рук в сел. х-ве, и помещикам, к-рые в большинстве зависели в ведении домениального хозяйства от наемных рабочих, делается все труднее. Они пробуют законодательным путем воспрепятствовать уходу с. — х. рабочих, заставить их насильно работать на помещиков, понизить растущую заработную плату. Особенно обострилось положение после большой чумы 1349. Но законодательные меры были тщетны: оскудение рабочих рук в сельском х-ве и рост заработн. платы продолжаются. И лордам приходится все чаще отказываться от своего хозяйства и сдавать домен в аренду.

Больше всего выиграли от создавшегося положения зажиточные крестьяне, в меньшей степени, чем помещики, зависимые от наемного труда. Они стараются использовать затруднительное положение помещиков и на выгодных условиях снимают в аренду помещичьи домены; они скупают и земли мелких крестьян, уходящих в города; они все больше овладевают рынком. Из помещиков наибольшую живучесть и приспособляемость обнаружили мелкие и средние рыцари, к-рые не могли, подобно магнатам, жить на сеньориальные доходы. Они упорно ведут хозяйство, борются с повышением заработной платы, арендуют земли у больших землевладельцев, заводят овцеводство. 14—15 вв. — золотая пора для англ. зажиточного крестьянства. Ему мешают только те помещики, особенно духовные, к-рые не желают расстаться с барщиной, и те, к-рые путем повышения арендной платы хотят положить в свой карман возможно большую долю его дохода. Программа крепкого крестьянства  — ликвидация крепостнбго права и барщин, фиксация арендной платы — была выставлена во время великого восстания 1381 (так называемого восстания Уота Тайлера, см.).

Впрочем, это восстание имело и другие причины: одним из поводов к нему послужил рост налогового гнета в связи с бесконечной («Столетней») войной на континенте. Несмотря на неудачный конец восстания, сопротивление крестьянства, и особенно зажиточной его части, барщине и крепостничеству не могло не содействовать ликвидации старых феодальных отношений.

В связи с дороговизной рабочих рук и подвозом в Англию хлеба из прибалтийских стран, уменьшаются выгоды англ. земледелия; между тем, спрос на шерсть все растет.

Овцеводство делается выгоднее земледелия даже в центральных и юж. графствах, несмотря на покровительственные законы, поощрявшие вывоз хлеба и ограничивавшие ввоз его. Все эти условия приводят к повсеместной ликвидации крепостничества и барщинной системы. Крестьяне выкупают своюличную свободу и свои барщинные повинности; правда, некоторые пережитки и того и другого сохранялись еще долго. Выкуп повинностей не стирал окончательно черт крепостничества, лежавших на вилланском держании. Оно попрежнему является держанием лишь по манориальному обычаю и не пользуется защитой в судах. В 15 веке поместье, эта социальная опора феодализма, находится в состоянии полного разложения.

Крепостные крестьяне в огромном большинстве эмансипировались от власти помещиков. Верхушка их вступила с ними в успешную конкуренцию в области хозяйства.

Разлагается старая деревенская община с ее чересполосицей и принудительным севооборотом. В деревню все настойчивее стучится городской капитал, выросший в торговле и промышленности.

Политическая история Англии после завоевания представляет процесс постепенного вытеснения феодализма национальным государством, носителем которого являлся король, опиравшийся на рыцарство, верхние слои крестьянства и на растущую силу торговли и промышленности. В первое время государство организуется на полуфеодальных началах, но при этом стремится заставить феодализм служить своим интересам. Вильгельм Завоеватель получил в свои руки огромные земельные владения, — как прежние владения англо-саксонских королей, так и обширные конфискованные земли. Юридически вся Англия стала его вотчиной. Из этой вотчины он наделял своих норманских и французских сподвижников; все наделения, все требования, все привилегии — все это исходило от короля. На Англию была накинута более симметрично, чем где бы то ни было, сложная паутина феодальных отношений, но со строгим подчинением всей системы центру. Политические права даже крупнейших сеньеров были отмерены скупо; военная служба, хотя бы и через посредство сеньеров, шла только в пользу короля; король внимательно следил за поступлением всех феодальных доходов, полагавшихся ему с его вассалов. Но он смог превратить феодальную систему в свою административную и финансовую машину лишь потому, что он опирался, подобно своим англо-саксонским предшественникам, на нефеодальную базу. Он требует присяги от всех свободных людей, чьими бы вассалами они ни были; он поддерживает нефеодальную систему собраний сотен и графств; в представленных там верхах крестьянства и в мелком рыцарстве он находит прочную опору для подчинения себе феодальной системы. Королевская власть опирается на крупные доходы нефеодального характера. Для учета и упорядочения унаследованного от англо-саксонских королей поземельного налога производится в 11 в. всеобщая поземельная перепись всей Англии, дошедшая до нас в виде знаменитой «Книги Страшного суда». С развитием обмена все больше растут доходы от торговых, особенно вывозных, пошлин. Шерифы собирают по графствам судебные доходы и доходы с королевских доменов. Рост городов увеличивает суммы собираемых с них «фирм» и