Страница:БСЭ-1 Том 09. Варлен - Венглейн (1928)-2.pdf/151

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

поскольку последний нуждался в помощи государства для открытия внешних рынков, для борьбы с иностранной конкуренцией и с рабочими. Но постепенно промышленный капитал начинает обособляться и вести самостоятельную политику, добиваясь участия в политической власти. Начало этого нового «радикального» течения относится уже к концу 60  — х годов 18 в. К нему примыкают некоторые круги промышленной буржуазии, а также недовольная экономическими переменами мелкая буржуазия, а потом и растущий фабричный пролетариат.

Близко к этому течению подходят левые круги перешедших в оппозицию вигов. Радикалы ведут борьбу за свободу печати, отстаивают права избирателей против произвола парламента (дело Уилкса, см.); в связи с этим развивается участие широких масс в обсуждении политических вопросов, входят в обычай многолюдные митинги; растет политическая пресса, добивающаяся права печатать отчеты о парламентских заседаниях, прежде окруженных тайной. Вскоре основным требованием радикалов делается расширение избирательного права. Возник кает ряд обществ, посвящающих себя изучению и пропаганде вопросов конституционной реформы.

В 1783 король поставил во главе правительства Уильяма Питта младшего. Не располагая большинством в нижней палате, Питт распустил ее. Выборы 1784 дали ему огромное большинство, при чем особенно его поддерживала буржуазия. С этого времени и до 1830 у власти стояли тори (временами в правительство включалось несколько министров-вигов). Виги надолго делаются лишь придатком торийской партии, «политической амфибией», как их назвал Маркс. — Парламент и места в управлении остались попрежнему в руках землевладельцев, теперь торийских. Исходившие из разных кругов предложения избирательной реформы не имели успеха; старая система «гнилых местечек» так же хорошо обслуживала тори, как прежде вигов. Но, чувствуя за собой поддержку более широких общественных кругов, чем у вигской олигархии, Питт старается покончить с вигской и королевской системой коррупции.

Уступая попрежнему дворянству политическую власть, буржуазия ждет, от него энергичной защиты ее интересов. Ученик Адама Смита (см.), Питт отказывается от системы меркантилизма, из которой Англия уже выросла, и переходит к умеренному фритреду (свободной торговле). В 1786 он заключил торговый договор с Францией, основанный на взаимном понижении пошлин. Немедленно сказалось индустриальное превосходство Англии; баланс сложился очень неблагоприятно для Франции, и ее промышленность стала сильно терпеть от англ. конкуренции. Торговля с Америкой после отпадения колоний быстро развивается и дает бблыпие прибыли, чем при господстве меркантилизма. Правительственный контроль кладет предел монопольному хозяйничанию Ост-Индской компании в Индии (Ост-Индский билль 1784; отдельные меры в этом направлении принимались ираньше). Питт придавал огромное значение развитию англ. промышленности и росту техники. Ему рисовались грандиозные перспективы захвата английским капиталом всего земного шара. Фабриканты пользо-. вались постоянной поддержкой правительства, не отказывавшего им в ссудах и подачках; зато к протестам и требованиям рабочих правительство было глухо. Питт (вместе с Уилберфорсом) провел суровые законы против рабочих союзов (см. ниже’; Рабочее движение).

Французская революция сначала привлекла симпатии англ. буржуазии. Под влиянием революции новую силу получают радикальные течения. Возникает ряд обществ и клубов для пропаганды радикальных реформ. В 1791 было основано «Лондонское корреспондентское общество», связанное с целым рядом отделов в провинции и поддерживавшее сношения с революционными клубами во Франции; это было наиболее демократическое и революционное из англ. обществ; его базой была мелкая буржуазия, в нем господствовали республиканские симпатии. Но скоро радикализм Французской революции и ответный рост англ. радикализма всполошили господствующие классы.

Уже в 1790 появляется знаменитый памфлет Борка «Размышления о Французской революции» (см. Борк). Эта книга вызвала резкие протесты; в ответ на нее возникла целая радикальная литература, в которой рядом с политическими начинают звучать и социальные мотивы, отражающие страдания рабочих, вызванные промышленным переворотом и первыми завоеваниями фабричной системы. Страх перед, революцией заставляет господствующие классы теснее сплотиться вокруг торийского знамени. Успехи Французской революции, занятие Бельгии, главного пути англ. сбыта на континент, и угроза занятия Голландии заставили Англию присоединиться к врагам революционной Франции и начать с ней войну (в начале 1793). Одновременно с этим была объявлена война революционному движению внутри страны, к-рое стало усиливаться вследствие роста налогов и цен на хлеб. Радикалы подверглись суровым репрессиям. Был приостановлен акт о «Habeas Corpus» и изданы законы, ограничившие свободу печати и собраний; радикальные клубы были закрыты.

Война, к-рая продолжалась 22 года, была войной как на внешнем, так и на внутреннем фронте. ‘Военные части формировались в расчете не только на действия против французов, но и на подавление рабочих и крестьянских волнений; распределение их по казармам в разных частях страны носило характер военной оккупации. Не всегда можно было положиться и на войска., В 1797 два раза бунтовали матросы военного флота; они подняли революционные флаги и выбрали матросские комитеты. Революция рассчитывает на помощь Франции ; Ирландские революционеры вступают в переговоры с французами. Предположенная французская экспедиция в Ирландию (наведшая страшную панику на английскую буржуазию) не состоялась, и ирландское восстание было подавлено с обычной жестокостью.