Страница:БСЭ-1 Том 09. Варлен - Венглейн (1928)-3.pdf/12

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

капиталистич. государства в регулировании деятельности его низовых звеньев. Это различие нашло свое отражение в целом ряде организационных форм, сохранившихся до самых последних лет.

В третьем периоде, от конца 80  — х гг. до империалистской войны, организационные формы местного управления и хозяйства эволюционируют в направлении, обратном предшествующему периоду: происходит объединение функций в руках общих органов местного управления и хозяйства на основе их зависимости от государства. Первый шаг в этом направлении сделан был реформой графств.

В 1888 закон о местном управлении разделил Англию на 62 административных графства; 69 крупных городов (с населением свыше 50 т. ж.) получили права самостоятельных графств; после этого старые графства сохранили значение лишь чисто судебных округов. В 1902 были уничтожены специальные школьные округа, и графствам, в дополнение к другим их функциям, было передано все дело высшего и профессионально-технического образования и все элементарные школы, кроме школ в городах с населением от 10 до 50 т. ив городских округах с населением свыше 10 т. ж. Кроме того, в круг ведения графств входят: все дорожное дело, при чем главные дороги находятся в непосредственном заведывании графств, а остальные поручаются обычно городским и сельским округам и приходам, которым графства выдают пособия; проведение ряда мероприятий в области сельск. хозяйства; содержание домов для душевно-больных, исправительных заведений для малолетних и т. п.; содержание всей полиции, кроме полиции в городах, имеющих свыше 10 т. ж. Графства взимают налоги и несут расходы по содержанию местной милиции (военной) и юстиции. Кроме того, они стали органами распределения государственных пособий, однако, здесь они функционируют лишь как отделения государственного казначейства. Наряду с этими специальными функциями, которые они выполняют непосредственно, как и др. местные органы, графства получили также нек-рые распорядительные и контрольные функции по отношению к низовым звеньям  — округам и приходам (высший контроль в дорожном деле, высший надзор за санитарным* делом и за выполнением округами земельных законов, высший надзор в деле изменения границ ниже стоящих звеньев). Однако, графства выполняют эти функции не в порядке обязательных предписаний, а путем выполнения плохо осуществляемых задач за счет бездействующих органов, путем апелляции к центру и т. д. Вообще, административноконтрольные функции графств пока не получили развития. Реформой 1888 графства впервые были поставлены в зависимость от государственного центра, как и специальные органы, при чем руководящие органы их были построены на основе того же избирательного права, как и парламент.

Следующий шаг был сделан реформой «округов общественного здравия», выполнявших в системе местного управления и хозяйства наиболее разнообразные задачи. Слив с ними дорожные округа, закон 1894 превратил их в общий орган местного управления и хозяйства и переименовал в городские и сельские округа.

Как города с населением свыше 50 тысяч были приравнены к графствам, так и города с населением меньше 10 тыс. приравнены к округам. Предположение подчинить советам графств средние и мелкие города встретило сопротивление с их стороны, в виду опасений, что подчинение поведет к усилению их обложения за счет облегчения сельского населения графств. В результате компромисса, средние города были разделены на три основные группы с различным объемом функций и различной степенью независимости от графств. В частности, самостоятельную полицию сохранили лишь города с населением свыше 10 тысяч жителей.

Реорганизация местного управления и хозяйства была завершена восстановлением значения сельского прихода, превращенного теперь в низшее звено системы; в дополнение к прежним функциям прихода, какисполнительного податного органа, законом 1894 были возложены на него чисто местные задачи в области благоустройства, общественной санитарии и т. д. — Консолидация задач в общих органах местного управления и хозяйства повела к объединению прежних целевых налогов (дорожных, санитарных, школьных и др.) в общие налоги (general rates), взимаемые округами, графствами, инкорпорированными городами и приходами. Целевые налоги остались только для факультативных задач (для устройства и содержания библиотек, музеев, бань и т. п.) или же для обложения отдельных частей административно-территориальных единиц, например, «полицейский налог» для тех частей графства, которые в противоположность городам не имеют своей собственной полиции. В стороне от общего процесса консолидации в начале 20 в. оставалось лишь общественное призрение, сосредоточенное попрежнему в специальных унионах и оплачиваемое специальным налогом в пользу бедных. Полномочия центра по отношению к юнионам были значительно более широкими, чем по отношению к каким-либо другим низовым звеньям. Это свидетельствовало о том, что англ. капитализм решил оставить дело помощи бедным под особым своим контролем. Другой причиной данного характерного факта было стремление капиталистического государства заставить население оплачивать издержки общественного призрения как бы по особому счету и усилить таким путем давление со стороны налогоплательщиков. При введении в 1908—12 социального страхования, его организация, как и призрение бедных, точно так же не была включена в сферу ведения общих органов местного управления и хозяйства, и приняла бюрократический характер. В этом случае сказалось уже влияние социально-политических противоречий, пробуждавшихся в связи с развитием классовой борьбы.

Одним из крупных организационных вопросов, обострившихся в данном периоде, был вопрос о формах управления и хозяйства в растущих городах, окруженных промышленными пригородами, и на территориях крупных городских конгломератов, вроде Лондона. Промышленные пригороды и окраин^ ные районы крупных городов должны были нести высокие капитальные текущие расходы по благоустройству, общественной санитарии и народному образованию, а между тем, являясь самостоятельными муниципальными единицами (городскими округами), они покрывали эти расходы исключительно за счет местной рабочей бедноты. Старые города или центральные городские районы, где жили богатые буржуазные классы, имели обильные источники обложения, перенося в то же время часть расходов на маломощные округа, так как рабочие, жившие с семьями в пригородах и окраинных районах и приезжавшие в центр только для работы, обслуживались за счет скудных бюджетов своих местных органов. Англ. капитализм упорно сопротивлялся серьезным изменениям в этой области. Только в Лондоне в 1894 для нек-рого выравнивания резких различий в налогоспособности округов было допущено образование незначительного «эквализационного фонда».

Что касается проблемы централизации, то, пока социально-политические противдречия оставались притупленными, ее социальная функция в данном периоде, за исключением указанной области социального страхования, не испытала скольконибудь существенных изменений. Основным органом воздействия на местное управление