Страница:БСЭ-1 Том 09. Варлен - Венглейн (1928)-3.pdf/64

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

социалистическую программу и переименована была в Социал-демократическую федерацию (см.); в янв. того же года основан был еженедельник С. — д. федерации «Справедливость», выходивший с того времени регулярно, вплоть до 1925*. Федерация пользовалась первоначально известным влиянием в рабочих кругах и сыграла определенную роль в ликвидации увлечения идеями либеральных экономистов. Широкого организационного охвата она не имела, ядро ее оставалось интеллигентским, численность в эпохи наибольшего расцвета не поднималась выше 10—12 т. ч. К тому же федерация уже в том же 1884 ослаблена была расколом: от нее отошли Уильям Моррис, В. Крейн, Андреас Шой, Элеонора Маркс и ряд других менее известных социалистов, создавших «Социалистическую лигу» (см.), в еженедельном органе которой «Республика» сотрудничал впоследствии Ф. Энгельс. Но и «Социалистическая лига» не сумела подойти к рабочим: она имела еще меньше успеха, чем федерация, и попала, в конечном итоге, в руки анархистов, что вынудило Бакса, Морриса, Э. Маркс вернуться к с. — д. Одновременно с С. — д. федерацией (в 1884) возникло «Фабианское общество», чисто интеллигентская буржуазная группировка, имевшая, однако, сильное влияние на рабочее движение, через «верхушки» тред-юнионов, с которыми фабианцы сумели установить связь и к-рые с тем большей готовностью и искренностью примыкали к фабианству, что оно являлось, на деле, идеологическим завершением, философским оформлением практики рабочих организаций 1860—80  — х гг.: как и практика эта, фабианство построено было на потребленческом «социализме». Его программа  — постепенный, эволюционный, без всяких потрясений, переход от современного государства к коллективизму, понимаемому в элементарных потребительских формах его (см. Фабианство). Являясь последовательными «эволюционистами», фабианцы непримиримо выступали против революционных методов, утверждая, что «внезапное преображение современного, на индивидуализме построенного, общества в коллективистическое невозможно, даже немыслимо» (В. Кларк). В среде «рабочей аристократии» эти лозунги нашли широкий отклик. Но в это время на арену движения выдвинулся новый слой рабочего класса, до тех пор не проявлявший активности: это были неквалифицированные. Выступление их отметило новый этап в истории английского профдвижения, получивший название «нового тред-юнионизма».

Поставленные цеховым укладом старых тред-юнионов вне рядов организованного профдвижения, неквалифицированные были свободны от сложившейся уже к этому времени тред-юнионистской «традиции»; их абсолютно бесправное положение на рынке труда, сознание, что только силами всей своей массы (ибо, кроме тяжести этой массы, они не имели иных средств заставить себя слушать) могут они добиться «челове* В типографии еженедельника «Справедливость» печаталась в 1902—1903 ленинская «Искра».ческого существования», властно диктовали им активную, боевую тактику; незначительность заработка, исключавшая возможность создания крупных фондов, на которых строили свою взаимопомощь «квалифицированные» тред-юнионы, предуказывала лозунг передачи всего бремени «пособий»  — при безработице, болезнях, несчастных случаях — с тред-юнионистских касс взаимопомощи в кассу государственного страхования. Именно под такими лозунгами сложилась уже в конце 1880  — х годов находившаяся под социалистическим влиянием первая «ново-тред-юнионистская» группа, во главе которой стали Том Манн, Джон Бернс и Бен Тиллет. Руководство этих социалистов отразилось, между прочим, на программе новых союзов: «традиции» они противопоставили лозунги реорганизации движения на началах борьбы с аристократизмом старых союзов — включением в их ряды необученных, превращения тредюнионов из «обществ взаимного страхования», каковыми они, по существу, являлись, в подлинные классовые боевые организации, с передачей всех страховых функций государству; во взаимоотношениях с предпринимателями они ставили своей задачей не «уравнять» обе стороны в правах по установлению условий рабочего договора, но диктовать условия этого договора законодательным путем, а в случае неуспеха  — «прямым действием», т. е. сочетанием в тред-юнионистской тактике экономических и политических средств борьбы. Наряду с этими общими задачами, в качестве конкретных очередных заданий ново-юнионисты выдвигали ряд экономических требований, как повышение зарплаты, сокращение рабочего дня и т. д.

Эти программные пункты включены были в устав первого по времени союза неквалифицированных  — Национального союза газовых рабочих и чернорабочих, организованного Бернсом и Манном в 1889. В «предисловии» к уставу было сказано: «не перечисленные в уставе меры, а лишь коренная перестройка социальных и экономических отношений способна изменить положение»; но эта фраза свидетельствовала лишь о личном влиянии социалистических руководителей, отнюдь не отражая политического настроения организованных масс, которые дальше борьбы за улучшение условий труда в рамках капиталистического общества не шли.

Союз газовых-рабочих в самый год своего основания (1889) перешел в наступление и, после стойко проведенной под руководством Тома Манна стачки, добился 8  — часового рабочего дня. С еще большим успехом выступил под руководством Бернса, Тиллета, Манна и Элеоноры Маркс организовавшийся в то же время союз докеров. Удача этих выступлений придала широкий размах ново-юнионистскому движению: во всех отраслях производства стали складываться союзы неквалифицированных, в короткий срок объединившие свыше 200 тыс. рабочих.

Их агитация нашла отзвук и в старо-тредюнионистской среде: по почину с. — д. делегатов конгрессы, уже начиная с 1888,