Страница:БСЭ-1 Том 09. Варлен - Венглейн (1928)-3.pdf/95

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

За время своего существования В. н. с. Т. провело большую законодательную работу, приняв законы об отмене султаната, халифата, установлении республики и издав новую конституцию, гражданский и уголовный кодексы и др. законы, изменившие коренным образом публичную и частно-правовую жизнь страны, под знаком ее европеизации.

Перевыборы В. н. с. Т. осенью 1927 дали решительный перевес «народной партии» (кемалистам). См. также Турция, история.

Лит.: Павлович, М., Революционная Турция, М., 1921; Яшунский, М. и Лудшувейт, Е., Очерк государственного устройства Турецкой Республики, м., 1925. е. Лудшувейт.

ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, ряд

передвижений варварских племен, главным обр., германских, в первые века хр. эры.

(см. карту в VIII т., ст. 784). Причины В. п. н. были экономические: недостаток средств пропитания, вследствие примитивной хоз. техники и земельной тесноты, заставивший искать новых мест для поселений. Причины эти, осложняемые стихийными бедствиями (неурожаи, наводнения), еще во времена римской республики всколыхнули германские племена и двинули их на территорию римского государства: в конце 2 в. до хр. эры были с трудом отбиты проникшие в сев. Италию и юж. Галлию кимвры и тевтоны; около 50 лет спустя Цезарь отбросил за Рейн утвердившихся в сев. Галлии свевов. Попытка римлян (при Августе) перейти в наступление против варваров и утвердиться в самой Германии успехом не увенчалась, и преемники Августа вынуждены были перейти на оборонительное положение, соорудивши «римский вал» (Limes Romanus) — целую сеть укреплений, прикрывшую пространство между верхними течениями Дуная и Рейна (т. н. «десятинные поля»  — agri Decumates). Будучи как бы заперты «валом» в пределах своей родины, варвары прекратили свой натиск на территорию империи. Новые массовые передвижения германских племен начались ок. половины 2 в. хр. эры, и толчок им был дан с юж. побережья Балтийского моря. Можно предполагать, что часть обитавших в этой малоплодородной местности (теперешняя Пруссия) гбтов, ранее выселившаяся в Скандинавию, во 2 в. вернулась обратно из суровых северных стран и стеснила своих соплеменников. Тогда, в поисках новых мест жительства, готы потянулись к сев. — зап. углу Черного моря, и уже окэло половины 3 в. все широкое пространство между Днестром и Доном оказалось занятым их поселениями. Главные результаты движения готов сказались за Дунаем. Более всех стесненные маркоманны, ставши во главе многочисленной федерации восточно-германских племен, прорвались (166) через Дунай, проникли в Италию и, подобно своим предшественникам — кимврам и тевтонам  — потребовали у римлян земель для поселения.

Маркоманская война тянулась 15 лет, и империи стоило огромного труда справиться с задунайскими варварами. Толчок от движения готов сказался и далее, на Западе.

Жившие за Эльбой алеманны и бургунды придвинулись к Рейну, а на местах ихпрежнего жительства осели вандалы, лангобарды и другие племенные союзы. 3-й и 4-й века ознаменовались постоянными натисками германских полчищ на римские границы. Римская оборонительная система в корне была разрушена. Римские границы постепенно суживались и отодвигались к Ю., и, таким образом, варварам очищались новые места для поселений. В частности, готам, которые громили вост, провинции с суши и с моря, пришлось уступить левый берег нижнего Дуная (провинцию Дакию). Одновременно варвары массами наводняли империю, заполняя все более и более ощущавшийся в ней недостаток рабочей и военной силы: если множество пленных германцев «сеяли и жали» для римского народа, будучи распределяемы между римскими земельными собственниками, как рабы и колоны, то целые германские племена оседали, в качестве подданных и союзников империи, в пограничных (прирейнских) местностях для их защиты; наконец, все большее и большее количество варваров проникало, в качестве солдат на жалованьи, в имперские легионы, — и из их среды выдвигались знаменитые полководцы вроде вандала Стилихона. Так, поставивши империю как бы в осадное положение, варвары вместе с тем давали ей новые силы для обороны.

С конца 4 в. волны В. п. н. поднялись с невиданной до той поры силою вследствие нового толчка со стороны пришельцев из Азии. Тюркско-монгольская орда гуннов (издавна известных китайцам, к-рые для обороны от этих набегов построили Великую стену) в своем многовековом продвижении из Монголии на Запад достигла в 4 в. черноморских степей и здесь встретилась с готами.

На голову разбитые гуннами, вост, готы (остготы) вынуждены были им покориться, западные же готы (вестготы), в количестве 200 тыс. способных носить оружие мужчин, с женами и детьми, устремились к Дунаю и получили от римского правительства разрешение поселиться в пределах теперешней Болгарии (древняя Мизия), с обязательством военной службы и подчинения. Голод и вопиющие злоупотребления имперских чиновников вызвали среди вестготов восстание, к которому присоединились местные крестьяне и рабы, и весь Балканский п-ов был подвергнут разгрому. После кровавой войны римскому правительству удалось заключить с варварами договор, в силу которого они признали себя союзниками империи, с правом получать квартиру и содержание в различных частях п-ва. Многочисленные и воинственные, осознавшие свое национальное единство под властью племенного конунга (князя) Алариха, вестготы и в дальнейшем продолжали хозяйничать на Балканах, а в начале 5 в. стали прорываться в Италию. В 410 они взяли и разграбили Рим и обремененные добычею двинулись в юж. Италию, откуда думали предпринять завоевание римской провинции Африки. Однако, построенный для этого флот был уничтожен бурею, и сам беспокойный Аларих вскоре скончался. При его ближайших преемниках готы прекратили свои скитания и основали в южной