Страница:БСЭ-1 Том 11. Вильом - Водемон (1930)-2.pdf/111

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


ВКП (б)

политическому самоубийству рус. с. — д-тии, равносильно громадной задержке и принижению русского рабочего и русского революционного движения». Отмечая появление «Кредо» как факт, свидетельствующий о том, что авторы его сделали колоссальный шаг назад против той ступени развития, к-рой русская с. — д-тия уже достигла (I съезд, «Манифест»), «Протест» заявляет, что «русская с. — д-тия хочет быть и остаться классовым движением организованных рабочих масс» и что поэтому «девизом с. — д. должно быть содействие рабочим не только в экономической, но и в политической борьбе... Знаменем классового движения рабочих может быть только теория революционного марксизма, и русская соц. — д-тия должна заботиться о ее дальнейшем претворении в жизнь, оберегая ее от всех искажений и опошлений». Далее «Протест» заявляет, что с. — д-тия, ставящая своей ближайшей задачей ниспровержение абсолютизма, выступит передовым борцом за демократию. «Протест» заканчивается словами «Манифеста»: «Рус. пролетариат сбросит с себя ярмо самодержавия, чтобы с тем большей энергией продолжать борьбу с капиталом и буржуазией до полной победы социализма» (Ленин, Соч., т. II, стр. 497—508).

Этот протест, автором и инициатором которого был Ленин, вызвал присоединение со стороны ряда колоний ссыльнопоселенцев.

К нему в частности присоединился и Мартов, находившийся в Туруханске. Около 20 чел. ссыльных в гор. Орлове (быв. Вятской губ.), среди к-рых находились Потресов, Воровский, Гурвич, тоже выработали протест против« Кредо», категорически отвергавший какие-либо бернштейнианские попытки принизить движение и выхолостить революционную сущность марксизма. Группа «Освобождение труда», получив протест 17  — ти, опубликовала работу Плеханова «Vademecum», в к-ром подвергала уничтожающей критике российских бернштейнианцев. Но дело окончательной ликвидации «экономизма» в рабочем движении завершила «Искра».

В нашей исторической литературе были попытки изобразить дело борьбы с «экономизмом» таким образом, что якобы «гегемония» в этом деле принадлежала Г. В. Плеханову и группе «Освобождение труда». Останавливаясь кратко на этом вопросе, мы должны отметить, что группа «Освобождение труда» безусловно запоздала с надлежащим разоблачением экономизма и не дала ему того отпора, который необходимо было дать.

В подтверждение этого можно указать, что ряд материалов для «Vademecum’а» группа имела уже в 1898 и не использовала их для борьбы с «экономизмом» до 1900. И, несмотря на то, что мы не собираемся умалять значение Плеханова и группы «Освобождение труда» в деле ликвидации «экономизма», все же следует особо подчеркнуть, что наиболее последовательная линия была проведена здесь Лениным.

Не кто иной, как Ленин, до «Vademecum, а», в 1899, опубликовывает «Кредо» и выступает с сокрушительной критикой этого документа, тем самым ускоряя выход плехановского «Путеводителя». В 1900 вписьме к Якубовой (в октябре) он высказывается за «расчистку» «мути», поднятой «кредистами» и бернштейнианцами, подчеркивая при этом, что бернштейнианцы и экономисты  — «родные братья». В письме к Х-у, относящемся к этому же времени (1900), он пишет, что в отношении «Союза русских социал-демократов» «слияние невозможно, федерация тоже невозможна...» (Ленинский сборник, I, стр. 56). Именно Ленин нанес наиболее жестокие и сокрушительные удары «теории» и практике экономизма, явившегося препятствием на пути ликвидации кустарничеству и создания единой централизованной, последовательно революционной пролетарской партии в России.

III. «Искра».

Общая характеристика начала 900  — х гг.

Экономическая депрессия начала 900  — х годов в условиях самодержавно-крепостнического режима не могла не сказаться резким обострением общего политического положения. Кризис сильно ударил по материальным условиям широких масс рабочего класса, отразился резким ухудшением положения миллионов крестьянских хозяйств и ухудшил положение различных слоев мелкой городской буржуазии. Перед всей страной он с чрезвычайной наглядностью снова вскрыл основное противоречие царской России, противоречие между ростом производительных сил и стоявшим на его пути полукрепостническим царизмом.

В силу этого начало 900  — х гг. ознаменовалось широкой волной рабочих стачек, студенческих забастовок, политических уличных демонстраций и одновременным оживлением оппозиционного движения буржуазного либерализма. Все эти факты неопровержимо свидетельствовали о подъеме массового революционного движения на новую ступень. В качестве одного из средств борьбы с массовым рабочим движением царское правительство пустило в ход т. н. «полицейский социализм», известный под именем «зубатовщины». Массовое революционное движение неудержимо нарастало, сметая на своем пути все полицейские рогатки и вплотную подходя к периоду прямого натиска на твердыни царизма. В этой обстановке и «закладывались, — как констатировал Ленин, — основы массовой партии революционного пролетариата».

Исключительная по своему значению работа в этом направлении была проделана с. — д. группой «Искры». Она сложилась из основного ядра «стариков» петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» во главе с В. И. Лениным и основателей группы «Освобождение труда». Путь тред-юнионизма или пролетарского социализма, путь замыкания в узкие рамки узко понятых классовых, на деле цеховых, интересов или путь гегемона общенародной революции — так стоял вопрос в момент возникновения и деятельности «Искры». Подчинение рабочего движения влиянию буржуазного либерализма и отвлечение пролетарского революционного движения на путь, тред-юнионизма в начале 1900 представляли реальную угрозу для российской с. — д-тии.