Страница:БСЭ-1 Том 11. Вильом - Водемон (1930)-2.pdf/12

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ВКП(б)

Наряду с этим необходимо подчеркнуть, что революционное народничество и в особенности деятели старой «Народной Воли»... — «сумели сыграть громадную роль в русской истории», как на это указывал Ленин, который, отлично понимая значение «Народной Воли» как партии крестьянской революции, в то же время отмечал, что знаменем народнического движения «служила вовсе не революционная теория».

В статье «Две утопии» (относится к 1912) Ленин писал, что «в старой марксистской литературе 80  — х годов прошлого века можно найти систематически проведенное стремление выделять это ценное демократическое ядро» («из шелухи народнических утопий», А. Б.), и тут же он добавлял  — «когда-нибудь историки изучат это стремление и проследят связь его с тем, что получило название „большевизма1* в первое десятилетие 20 века» (Ленин, Соч., т. XVI, стр. 164—166).

Но, придя от народничества к марксизму, необходимо было отстоять основы теории Маркса от народничества 90  — х годов, от эсерства 900  — х годов и от различных разновидностей мелкобуржуазного оппортунизма, возникавших и действовавших на протяжении всего первого периода внутри Российской социал-демократическ. партии.

В силу своеобразия исторического развития нашей страны, оригинальности соотношения классовых сил на территории быв. царской империи, получилось так, что отстаивание основ марксизма и последовательное применение его к своеобразным условиям российской обстановки, а также и учет опыта борьбы международного пролетариата привели к самостоятельной разработке марксовой теории и к созданию того, что ныне называется ленинизмом.

Ленинизм является дальнейшим развитием марксизма, к-рый был выстрадан нами, именно потому, что, как указывал Ленин, «благодаря вынужденной царизмом эмигрантщине, революционная Россия обладала во второй половине 19 в. таким богатством интернациональных связей, такой превосходной осведомленностью насчет всемирных форм и теорий революционного движения, как ни одна страна в мире» (Ленин, Соч., т. XXV, стр. 175). Это и явилось международной базой для укрепления и развития в нашем революционном пролетарском движении марксизма и ленинизма. «Ленинизм, — определяет Сталин, — есть марксизм эпохи империализма и пролетарской революции. Точнее: ленинизм есть теория и тактика пролетарской революции вообще, теория и тактика диктатуры пролетариата в особенности» (Сталин И., Вопросы ленинизма, изд. 6, стр. 74, М., 1929).

В 1899 Ленин формулирует положение, что именно для рус. социалистов «особенно необходима самостоятельная разработка теории Маркса». А в течение всей своей последующей революционной жизни Ленин на деле выполнил то, что он выдвигал в качестве одной из важнейших задач перед «русскими социалистами». Ленин является великим строителем партии потому, что, пройдя через эпоху буржуазно-демократической революции, через период первой мировойимпериалистской войны и через начало пролетарской революции, он неуклонно стоял во главе революционного рабочего движения, во главе строительства Коммунистического Интернационала и дал рабочему классу России и всему международному пролетариату теорию мировой пролетарской революции. — Ленинизм стал теорией международного пролетариата также и в силу того, что Россия особым сплетением исторических обстоятельств стала исходным пунктом развития мировой пролетарской революции. Наша страна стояла перед буржуазно-дембкратической революцией, а с другой стороны, при создавшихся условиях как впутрироссийских, так и международных, эта буржуазно-демократическая революция имела все шансы перерасти в революцию социалистическую и этим самым начать эпоху мировой пролетарской революции. Т. о., теория ленинизма оформилась как теория мировой пролетар. революции.

«История, — писал Ленин, — поставила теперь перед нами ближайшую задачу, которая является наиболее революционной из всех ближайших задач пролетариата какой бы то ни было другой страны. Осуществление этой задачи, разрушение самого могучего оплота не только европейской, но также (можем мы сказать теперь) и азиатской реакции сделало бы рус. пролетариат авангардом международн. революционного пролетариата. И мы вправе рассчитывать, что добьемся этого почетного звания, заслуженного уже нашими предшественниками, революционерами 70  — х годов, если мы сумеем воодушевить наше в тысячу раз более широкое и глубокое движение такой же беззаветной решимостью и энергией» (Ленин, Соч., т. IV, стр. 382). А после Октября, в советский период рус. истории Ленин писал, что «рус. образец показывает всем странам кое-что и весьма существенное из их неизбежного и недалекого будущего», и здесь же добавлял: «отсюда международное „значение** (в узком смысле слова) Советской власти, а также основ большевистской теории и тактики» (Ленин, Сочинения, т. XXV, стр. 171). И недаром партия сыграла (и играет) столь выдающуюся, исключительную по своему значению роль в создании и развитии Коммунистического Интернационала.

Особенности развития ВКП (б). История партии является историей грандиознейшей маневренной войны пролетариата против его классовых врагов в обстановке непрерывно изменявшихся классовых взаимоотношений на протяжении трех последних десятилетий.

В брошюре «Социализм и война» (август 1915) указывается, что «социал-демократия в России возникла перед буржуазнодемократической революцией (1905) в нашей стране и окрепла во время революции и контр  — революции» (Ленин, Сочинения, т. XVIII, стр. 223).

Своеобразие развития пролетарской партии в России обусловливается как особенностями процесса развития революционной теории, так и особенностями развития революционного рабочего движения, шедшего во главе многомиллионных масс, задавленных как пережитками крепостничества, так и вар-