Страница:БСЭ-1 Том 11. Вильом - Водемон (1930)-2.pdf/128

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


ВКП (б)

низационного комитета по созыву съезда признало большинство комитетов. Одесский и Николаевский комитеты, признавая эту инициативу, не соглашались, однако, с тем, чтобы Организационный комитет выполнял до образования ЦК общепартийные функции. Лишь один Воронежский комитет отказался признать Организационный комитет, мотивируя тем, что последний «есть не что иное, как интрига «Искры». — Громадная работа, проделанная Организационным комитетом, нашла свое выражение в созыве второго съезда РС-ДРП, открывшегося в Брюсселе.

Второй съезд. Второй съезд PC  — ДРП открылся 30 июля нов. ст. 1903 в Брюсселе. На съезде присутствовало 43 делегата с 51 голосом, представлявшие 26 организаций: 1) Петербургский комитет, 2) Петербургскую рабочую организацию, 3) Московский комитет, 4) Северный рабочий союз, 5) Тульский комитет, 6) Харьковский, 7) Киевский, 8) Одесский, 9) Николаевский, 10) Екатеринославский, 11) Донской, 12) Союз горнозаводских рабочих, 13) Бакинский комитет, 14) Тифлисский, 15) Батумский, 16) Саратовский, 17) Уфимский, 18) Сибирский союз, 19) Крымский союз, 20) ЦК Бунда, 21) группу Освобождение труда, 22) организацию «Искры», 23) Лигу русской революционной с. — д-тии, 24) Союз русских с. — д. за границей, 25) Заграничный комитет «Бунда», 26) группу «Южного рабочего». На съезде должен был быть представлен также Нижегородский комитет, делегаты к-рого на съезд не явились.

Другие организации, существовавшие в то время, как-то: Кишиневский и Воронежский комитеты, петербургская группа, именовавшая себя также Петербургским комитетом, и организации Полтавы, Кременчуга, Елисаветграда, Херсона, Самары, Казани, Смоленска и Брянска в список участников съезда включены не были или потому, что некоторые из них очень малочисленны, или потому, что недавно лишь возникли, или сами отказались (Воронеж) участвовать в съезде.

Литературная группа «Борьба» на съезд допущена не была.

Всего на повестке дня стояло 20 вопросов.

I) Конституирование съезда, выборы бюро, установление регламента съезда и порядка дня. Доклад Организационного комитета и выбор комиссии для определения состава съезда. 2) Место Бунда в РС-ДРП. 3) Программа партии. 4) Центральный орган партии. 5) Делегатские доклады. 6) Организация партии. 7) Районные и национальные организации. 8) Отдельные группы партии.

9) Национальный вопрос. 10) Экономическая борьба и профессиональное движение.

II) Празднование 1  — го мая. 12) Международный социалистический конгресс в Амстердаме. 13) Демонстрации и восстания. 14) Террор. 15) Внутренние вопросы партийной работы. 16) Отношение РС-ДРП к с. — р. 17) Отношение РС-ДРП к рус. либеральным течениям. 18) Выборы ЦК и редакции Центрального органа партии. 19) Выборы Совета партии. 20) Порядок оглашения решений и протоколов съезда, а равно и порядок вступления в отправление своих обязанностей избранных должностных лиц ^учреждений.Анализируя обстановку, в к-рой протекала деятельность II съезда, В. И. Ленин писал: «Искровская программа и направление должны были стать программой и направлением партии, искровские организационные планы должны были получить закрепление в организационном уставе партии. Но само собою разумеется, что такой результат не мог быть достигнут без борьбы: полнота представительства на съезде обеспечила присутствие на нем и таких организаций, которые вели решительную борьбу с «Искрой» (Бунд и «Рабочее дело») и таких, которые, признавая «Искру» руководящим органом на словах, на деле преследовали свои особые планы и отличались неустойчивостью в принципиальном отношении (группа «Южного рабочего» и примыкающие к ней делегаты нек-рых комитетов). При таких условиях съезд не мог не превратиться варену борьбы за победу искровского направления» («Шаг вперед, два шага назад», Соч., т. VI, стр. 164; подчеркнуто Лениным). По сути дела это был учредительный съезд партии.

Хотя «искровцы» и преобладали на съезде, все же было на нем немало и антиискровских и неискровских элементов. По политическим группировкам 51 голос Владимир Ильич распределял след, обр.: 33 искровца, 5 бундовцев, 3 рабочедельца, 4 южнорабоченца и 6 «болото». Малейшие колебания среди самих искровцев — при поддержке колеблющихся явными антиискровцами — могли поставить под угрозу закрепление программных, организационных и тактических принципов искризма на съезде. «Раскол искряков, — писал Ленин, — был одним из главных политических результатов съезда, и желающему ознакомиться с делом надо обратить поэтому особое внимание на все эпизоды, связанные хотя бы отдаленно с этим расколом» («Рассказ о II съезде РС-ДРП», Соч., том VI, стр. 51). Первым инцидентом на съезде, который вскрыл шатания внутри искровцев и послужил, по выражению Владимира Ильича, завязкой финальной драмы, был инцидент с Организационным комитетом. Дело в том, что в момент конституирования съезда Организационный комитет г дважды решивши в отрицательном смысле вопрос о приглашении на съезд литературной группы «Борьба», неожиданно вынес на съезд решение о приглашении члена группы Д. Б. Рязанова с совещательным голосом. После оглашения этого решения выступил член Организационного комитета Красиков, заявивший по этому поводу протест.

Остальные члены Организационного комитета (представители группы «Южного рабочего» и Бунда) выступили против Красикова, нарушившего будто бы дисциплину О. К. Съезд отверг решение Организационного комитета. Но инцидент этот имел симптоматичное значение, сигнализируя, что не все ладно обстоит в среде искровцев. «Задача оппозиции (может быть даже не всегда всеми ее представителями сознаваемая, а иногда отстаиваемая по инерции), — говорит в связи с этим эпизодом Владимир Ильич, — состояла в том, чтобы оградить независимость, особность, приходские интересы мелких группок