Страница:БСЭ-1 Том 11. Вильом - Водемон (1930)-2.pdf/176

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


ВКП (б)

дача  — «вооружение народа» и «укрепление военной организации». Эта точка зрения большевиков на Советы в годы первой революции нашла свое выражение в лозунге «Республика Советов» в обстановке перерастания революции буржуазно  — демократической в революцию социалистическую в 1917.

Из других резолюций, принятых съездом почти без обсуждения, следует отметить резолюцию о профессиональных союзах и об отношении к крестьянскому движению. В первой съезд признал необходимым самым широким образом приступить к организации союзов, предложив всем членам партии вступать в союзы, «чтобы органически, в борьбе и агитации, связать союзы с партией» (Протоколы..., стр. 337). При этом съезд решительно высказался против принципа организации профессиональных союзов по национальностям. Во второй резолюции съезд признал, что «крестьянство в своей борьбе за землю и против полицейско-бюрократического строя является в наст, время революционным сословием» (Протоколы..., стр. 335), и призвал партию к поддержке всех революционных выступлений крестьянства.

Съезд разрешил также и вопрос о слиянии с национальными с. — д. партиями. При этом слияние с с. — д-тией Польши и Литвы, начатое и почти доведенное до конца еще Объединенным ЦК, и слияние с социал-д-тией Латышского края прошло без всяких затруднений, проект же договора с Бундом вызвал большую дискуссию. Отказавшись от принципа организации пролетариата по национальностям, Бунд все же настаивал на вхождении в РС-ДРП, как организации еврейского пролетариата, неограниченной в своей деятельности районными рамками, и сохранении своей программы по национальному вопросу. Меньшевики, из боязни усилить позицию большевиков, которых Бунд поддерживал в ряде вопросов — оценка текущего момента, бойкот выборов Думы ит. п., выступили против этих условий, настаивая на сохранении позиций II съезда.

Большевики, примиренческий центр и часть меньшевиков голосовали за уступки, считая политическое значение объединения с несколькими тысячами хорошо организованных еврейских пролетариев выше небольших уступок в организационном вопросе, тем более, что Бунд отказался от принципа федерации. Съезд успел принять устав партии, параграф первый к-рого был принят в ленинской формулировке. В основу организации партии съезд положил принципы демократического централизма, но сохранил, вопреки настоянию большевиков, два центра, поскольку и ЦК и редакция Центрального органа избирались съездом. Съезд избрал ЦК в составе 7 меньшевиков (В. Н. Розанов, Л. И. Гольдман, Л. М. Хинчук, В. Н. Крохмаль, Н. Бахметьев, Л. Н. Радченко, П. Н. Колокольников) и 3 большевиков [В. Десницкий (Строев), Л. Б. Красин (Зимин) и А. И. Рыков, замененный позже А. Богдановым] и принял название «Объединительный».

В «Обращении» к партии от имени делегатов Объединительного съезда, принадлежащих к бывшей фракции «большевиков», быладана общая оценка работ съезда и критика его ошибочных решений. «Против тех решений съезда, — указывалось в «Обращении», — которые мы считаем ошибочными, мы должны и мы будем идейно бороться. Но при этом мы заявляем перед всей партией, что мы — против всякого рода раскола. Мы стоим за подчинение решениям съезда». И далее: «к такому подчинению и к такой идейной борьбе мы зовем всех наших единомышленников» (Ленин, Соч., т. IX, стр. 173).

Фракционная борьба в период 1 Гос. думы.

«Мы переживаем, — писал В. И. Ленин в начале мая 1906 года, — начало нового общественного подъема. И движение безработных, и первое мая, и усиление брожения в крестьянстве, в войсках, и митинги, и печать, и союзы — все свидетельствует о новом подъеме самым недвусмысленным образом» (Ленин, Соч., т. IX, стр. 232). В такой обстановке работала 1 Госуд. дума. В такой обстановке развернулась фракционная борьба между меньшевиками и большевиками после Стокгольмского съезда. Еще до окончания работ съезда было получено известие, что в Думу оказались избранными несколько рабочих. В Думе они частью вошли в состав фракции трудовиков, но под влиянием политической борьбы шаг за шагом стали оформляться в особую рабочую группу.

Когда прибыли депутаты с. — д. с Кавказа и из Сибири, в Думе организовалась с. — д. фракция в составе 17 депутатов. Право  — оппортунистическая линия меньшевистского ЦК и меньшевистский состав с. — д. думской фракции наложил резкую печать оппортунизма на всю деятельность фракции.

В ответ на тронную речь кадетское большинство Думы приняло ответный адрес, основная мысль которого состояла в том, «что только единение царя с народом является источником законодательной власти». «Общая идея автора адреса, — говорил в Думе один из трудовиков, оценивая кадетский проектидея смирения». Вместо резкой отповеди и политической демонстрации члены рабочей группы лишь воздержались от голосования. — 31 (18) мая, после правительственного ответа Госуд. думе, рабочая группа обратилась с воззванием к рабочим, в котором подчеркивала, что нужно «стремиться к тому, чтобы Дума подготовила созыв Учредительного собрания» (Ленин, Соч., том XI,' стр. 473, приложения). Во время обсуждения вопроса о помощи голодающим крестьянам рабочие депутаты, на сей раз уже члены с. — д. фракции, снова допустили ошибку. При голосовании объединенной резолюции кадетов и трудовиков соц. — дем. не выступили с критикой и не предложили своей особой резолюции. 29 (16) июня с^-д. думская фракция обратилась с декларацией к рабочим, в которой изложила задачи с. — д. партии. В центре декларации лежала меньшевистская мысль, что «Госуд. дума может явиться центром общенародного движения против полицейского самодержавия...»(С т енографич. отчет, т. II, стр. 1405). Как раз в противовес этой идее Ленин писал в своем контрпроекте: «В союзе пролетариата с широкими массами городской и сельской бедноты видим мы залог новой победы ре-