Страница:БСЭ-1 Том 11. Вильом - Водемон (1930)-2.pdf/18

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


ВКП (б)

десятилетия. Многочисленные пережитки крепостничества задерживали, замедляли и уродовали развитие капитализма в России, который в этот период, несмотря на всю высоту промышленного подъема 90  — х гг., находился в стадии «старого капитализма», капитализма доимпериалистической формации. — Рабочее движение этого периода все еще носило экономический характер и только в последние годы этого двадцатилетия (т. е. в начале 900  — х гг.) оно начало принимать ярко выраженный политический оттенок. В отношении революционной теории этот период характеризуется тем, что переход от народничества к марксизму сменяется борьбой марксизма за свои революционные основы против легального марксизма и против экономизма. Таким образом, этот период был периодом возникновения и образования социал-демократии, являвшейся соединением рабочего движения с марксистско-ленинской теорией в эпоху царизма до буржуазной революции.

Весьма существенным является то обстоятельство, что последние годы этого двадцатилетия (период «Искры») были ознаменованы зарождением большевизма. И это обстоятельство надлежит поставить в связь с тем, что именно последние годы этого двадцатилетия (конец 90  — х — начало 900  — х гг.) были годами зарождения элементов монополистического капитализма, а также были тем периодом, когда массовое революционное движение развернулось уже настолько широко, что начинали чувствоваться признаки надвигающейся революции. К этому нужно добавить, что крестьянское движение этих годов, несмотря на всю свою неоформленность, уже давало возможность предвидеть громадную роль крестьянства в развитии буржуазно-демократической революции. — Следует также отметить, что эти события в России развивались и нарастали в такой момент, когда в Европе происходила смена старого капитализма империализмом.

Все эти обстоятельства создавали предпосылки для того, чтобы Россия входила уже непосредственно в эпоху буржуазно-демократической революции, и, тем самым, оформлялись те объективные условия, которые создали базу для самостоятельной разработки «русскими социалистами» революционной теории марксизма и образования большевизма как «политйческой партии» пролетариата, продолжающей дело революционной социал-демократии.

III. Партия в эпоху буржуазно-демократической революции.

Общая обстановка пятнадцатилетней истории большевизма (1903—17). «Большевизм, — писал Ленин, — существует, как течение политической мысли и как политическая партия с 1903 г.». При этом Ленин добавлял, что «большевизм проделал пятнадцатилетнюю (1903—17) практическую историю, которая по богатству опыта не имеет себе равной в свете» (Ленин, Соч., том XXV, стр. 175). Ленин недаром берет именно пятнадцатилетнюю историю большевизма, начиная ее с 1903 и заканчивая 1917, так как именно это пятнадцатилетиебыло эпохой буржуазно-демократической революции. Эти 15 лет являются единым периодом именно потому, что основной и наиболее характерной чертой этого периода является то, что в течение этих лет началась и победоносно закончилась открытая революционная борьба громадных масс народа против царского правительства.

Сомнения, на первый взгляд, может вызвать включение в эту эпоху империалистской войны 1914 и последующих годов.

Конечно, мировая война второго десятилетия 20 века является переломным моментом всемирно-исторического значения, ибо она отделяет одну эпоху мировой истории от другой. Конечно, она теснейшим образом связана с Февральской революцией 1917, без нее нельзя в полной мере понять характерных особенностей хода и исхода Октябрьской Революции, которая начинает собой эпоху мировой пролетарской революции. В этом смысле может вызвать сомнения включение этого периода в рассматриваемую пятнадцатилетнюю историю большевизма.

Но это лишь на первый взгляд, ибо для этой эпохи, при всем разнообразии и разновидности составляющих ее исторических событий, основным, важнейшим и решающим является то, что это есть эпоха буржуазно-демократической революции. И хотя империалистская война чрезвычайно приблизила в России буржуазно-демократическую революцию к социалистической, — все же буржуазно-демократическая революция оставалась первой задачей, первым и самостоятельным этапом борьбы.

На протяжении этих пятнадцати лет и оформился ленинизм как такая революционная теория, которая целиком и полностью исходила и базировалась на революционном марксизме, и в то же время, впитав и усвоив опыт классовой борьбы этой эпохи, двинула гигантски вперед самостоятельную разработку целого ряда важнейших проблем марксизма.

В литературе последних лет были попытки разорвать единую историю ленинизма, относя его возникновение то к мировой войне, то к периоду, следующему непосредственно за ней. Надо со всей энергией и решительностью дать отпор подобным попыткам, ибо они направлены к тому, чтобы разорвать единую, последовательно развивающуюся историю партии, раздробить единый и целостный процесс выработки Лениным пролетарской революционной теории в ходе революции и классовой борьбы на протяжении двух десятилетий.

Ленинизм является марксизмом эпохи империализма и пролетарской революции.

Но политика пролетариата, «организованного в государство» на территории одной шестой части земного шара, является прямым продолжением стратегии и тактики большевизма периода буржуазно-демократической революции в России. Политическая стратегия и тактика Коминтерна — генерального штаба мировой пролетарской революции — целиком и полностью базируется на ленинизме как «теории и тактике пролетарской революции вообще, теории и тактике; диктатуры пролетариата в особенности».