Страница:БСЭ-1 Том 11. Вильом - Водемон (1930)-2.pdf/185

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


ВКП (б)

дующий шаг меньшевиков особенно резко вскрыл оппортунистический характер фракции. В ожидании тронной речи фракция занялась подготовкой ответа, в к-ром предполагалось развернуть программные требовавания партии. В числе ряда ультимативных требований  — 8  — часовой рабочий день, свобода слова, печати и т. п. — фигурировало и требование конфискации всей земли без выкупа. Этому последнему требованию при этом не только не был придан ультимативный характер, а, напротив, по предложению меньшевиков в целях сохранения единства в рядах оппозиции, т. е. с кадетами, в случае протестов среди кадетов и трудовиков, предполагалось дать ей явно кадетскую формулировку: «принудительное отчуждение всей земли в пользу крестьян». Намерение это оказалось невыполненным, так как Николай II отказался от тронной речи, поручив прочесть правительственную декларацию Столыпину. Но в ответ на декларацию меньшевистское большинство все же успело проявить свою оппортунистическую сущность: ответ был составлен в духе, приемлемом для всей оппозиции, для чего меньшевики ни звука не сказали о социализме, позабыли упомянуть о значении Учредительного собрания, но зато выставили кадетский лозунг о «подчинении исполнительной власти Думе», а по аграрному вопросу выдвинули расплывчатый лозунг «разрешения земельного вопроса», под к-рым подписались бы партии и правее кадетов.

Из др. ошибок фракции следует назвать поведение фракции во время дебатов по аграрному вопросу, когда комитет фракции решил ограничиться критикой только правительственного проекта и только поведение кадетов, начавших дебаты с критики с. — д-тии вынудило и фракцию принять предложение большевиков о необходимости разоблачения помещичьего характера кадетской аграрной программы. Оппортунистическая политика и сползание фракции на кадетские позиции встретили резкий отпор пролетариата, гл. обр. петербургского, руководимогоПетербургским большевистским комитетом. Петербургский комитет в начале марта 1907 принял резолюцию, выражавшую сожаление по поводу посещения фракцией кадетского собрания и голосования за кадетского кандидата в председатели. Вместе с тем «Петербургский комитет настойчиво предлагает как представителю петербургских рабочих, так и всем революционным с. — д. думской фракции сделать все зависящее от них для прекращения политики поддержки гегемонии кадетов».

7 апреля (25 марта) началась конференция Петербургской организации РС-ДРП, которая заслушала доклады депутатов Алексинского и Петрова и приняла резолюцию, одобряющую деятельность большевиков во фракции в Думе и призывающую последнюю занять правильную позицию. Против резолюции голосовало 20 меньшевиков, вынесших протест и особое мнение по поводу резолюции. Кроме доклада о фракции, конференция рассмотрела еще ряд вопросов. В выборах приняло участие 7.332 члена организации, из коих 5.166 высказалось за боль 352

шевиков и 2.156  — за меньшевиков, т. е. конференция, выборы на к-рую происходили под наблюдением особой комиссии ЦК, подтвердила подавляющее преобладание большевиков в организации. Конференция перестроила всю организацию на принципах, предложенных большевиками. Конференция произвела также выборы делегатов на V партсъезд.

Ни решение ПК, ни постановление Петербургской конференции не выправили линии фракции: она продолжала свою политику шатания, скатываясь на позицию участия в думской органической работе. Выправить ее линию мог только новый съезд путем изменения всей политики руководящего штаба партии, Центрального Комитета.

V партийный съезд. Лондонский съезд РС-ДРП заседал с 13 мая (30 апреля) по 1 июня (19 мая) 1907 года. В силу чрезвычайно обостренной фракционной борьбы мандатная комиссия продолжала работать почти до самого конца съезда, чем и объясняется непостоянное число голосов: начав с 279, съезд закончил заседания с 302 [по данным Лядова, «Лондонский съезд РС-ДРП в цифрах», в сб. «V съезд партии (Лондонский)», изд. «Моск. Рабочий», М., 1923] решающими голосами и 37 совещательными, в т. ч.

10 депутатов Думы.

Всего на съезде было представлено ок.

150тыс. членов партии, из коих на долю большевиков пришлось 46 т., меньшевиков  — 38 тыс., бундовцев  — 26 тыс., поляков: — 25 тыс., латышей — ок. 14 т., сообразно чему разбились и голоса делегатов: большевиков  — 81—90 (минимальное и максимальное число го Рис. 7. Церковь, в помещелосов), меньшеви

нии к-рой происходил V ков  — 80—85, бун

(Лондонск.) съезд РС-ДРП с 30 апреля по 19 мая довцев  — 54—56, по

(с 13 мая по 1 июня) ляков  — 39—45, ла1907 года. тышей  — 25—26. На съезде национальные организации пытались играть роль «центра». Роль «центра» проявилась особенно при обсуждении всякого рода организационных вопросов, например, при отчете ЦК. По мере перехода к принципиальным вопросам и все большего выявления на самом съезде оппортунистической сущности меньшевиков, среди «центра» началось в свою очередь расслоение: поляки образовали левый «центр», все чаще примыкавший к большевикам, бундовцы  — правый «центр», поддерживавший меньшевиков, и латыши, большинство к-рых также шло с большевиками.

На съезде присутствовала также группа троцкистов, или, как их называл Троцкий, присутствовавший с совещательным голосом, «внефракционных» с. — д. В большинстве вопросов эта группа поддерживала по существу меньшевиков: Троцкий выступал за меньшевиков против предложения болыпе-