Страница:БСЭ-1 Том 11. Вильом - Водемон (1930)-2.pdf/199

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


ВКП (б)

гает сих дел мастер Ленин, этот профессиональный эксплоататор отсталости в русском рабочем движении». «... Все здание ленинизма в настоящее время построено на лжи и фальсификации и несет в себе ядовитые начала собственного разложения».

Совершенно не случайно, что Троцкий попал в объятия ликвидаторов и являлся позднее одним из организаторов августовского блока и что он, в отличие от Плеханова, все время был «ликвидаторским примиренцем».

Вся принципиальная установка троцкизма была меньшевистской, ликвидаторской. Начать хотя бы с того, что он отрицал необходимость стратегического плана для пролетарской партии, скатывался к установке ревизионистов с их отрицанием какого-либо значения постановки вопроса о конечной цели. В статье, посвященной избирательной кампании в 4  — ю Думу, Троцкий писал: «В платформе не может быть места гадательц^1М предположениям ни относительно времени наступления революции, ни относительно ее возможного характера...». «Мы должны исходить всегда из данного политического положения, выдвигать те требования, которые ближе всего касаются пролетариата в данный период». Поэтому Троцкий считал совершенно неважным, какова будет оценка третьеиюньского режима. Он говорил, что «на эти вопросы можно отвечать различно. Но политика сознательного пролетариата, к счастью, не зависит от этих гадательных ответов».

Троцкистское примиренчество, обращенное острием против большевиков, потерпело крах. Крах примиренчества означал икрах троцкистской группки. Ленин следующим образом оценил крах примиренчества.«Это  — результат краха политического направления, фальшивого в своих исходных пунктах. Фальшива в примиренчестве основ а — стремление построить единство партии пролетариата на союзе всех, в т. ч. и антисоциал-демократических, непролетарских фракций, фальшива беспринципность его „объединительного" прожекторства, приводящего к пуфу, фальшивы фразы против „фракций" (при образовании на деле новой фракции) — фразы, бессильные распустить фракции антипартийные и ослабляющие фракцию большевиков, проведшую 9/ю борьбы с ликвидаторством и отзовизмом» (Ленин, Соч., т. XV, стр. 238).

Развитие фракционной борьбы после пленума. Пленум Центр. Комитета в январе

1910 имел совершенно обратные результаты по сравнению с тем, что ожидали от него примиренцы, в т. ч. и примиренцы-большевики. В то время как большевики, во исполнение решений пленума, закрыли свой фракционный орган и передали свое партийное имущество в общий фонд, меньшевики и не думали ликвидировать своего фракционного и притом безответственного центра  — журнала «Голос Соц. — демократа».

Наоборот, в феврале в Москве вышла первая книжечка журнала «Наша Заря», ставшего органом подлинного «воинствующего ликвидаторства». В первой же книжке Потресов объявил, что нет ликвидаторства на том основании, что нечего ликвидировать.Не может существовать, писал он, «течение, ликвидирующее то, что уже не подлежит ликвидации, чего на самом деле уже нет как организованного целого». Вскоре вышел листок четырех редакторов «Голоса Социалдемократа»  — Аксельрода, Мартова, Дана и Мартынова, заявлявший, что они не считают возможным закрыть свой журнал. В апреле вышел № 19—20 «Голоса Социал-демократа», к-рый был весь проникнут идеями ликвидаторства и клеветой на нелегальную партийную организацию. В этом журнале было опубликовано письмо 16 практиковменьшевиков, к-рые оправдывали бегство из низовых нелегальных партийных организаций и в то же время протестовали против обвинения их в ликвидаторстве. Они писали: «Партию ликвидируют те, кто, цепляясь за отжившие формы, мешают ее свободному развитию». Меньшевики, к-рых облыжно именуют «ликвидаторами», «уходя из партийных . ячеек в широкие рабочие организации, не уходят от рабочего движения, а пытаются к нему приобщиться. Их уход констатирует только общественное явление омертвелости партийных ячеек, с к-рой они признают себя в данный момент бессильными бороться».

Выступив резко против решений пленума, сохраняя свой фракционный центр, меньшевики всемерно начали саботировать работу в ЦО и в ЦК. Три видных меньшевистских члена ЦК  — Юрий (Гарви-Чацкий), Михаил (Исуф) и Роман (Еремеев) — отказались явиться на заседание русской коллегии ЦК, хотя бы только для кооптации. Свой отказ эта тройка мотивировала тем, что она считает и решения пленума и само существование ЦК вредными. Ленин в письме к Горькому (апрель 1910) так описывает процесс объединения: «У меньшевиков к серьезному объединению идут (не вполне сознательно, медленно, пошатываясь, но идут и, главное, не могут не итти) плехановцы, идут партийцы, идут рабочие. А голосовцы виляют, путают, гадят... Пленум Центрального Комитета желал объединить всех. Теперь голосовцы отпадают. Сей нарыв надо удалить. Без склоки, скандалов, маеты, грязи и „накипи" сего не сделаешь... С ликвидаторством не докончили тогда, меньшевикам удалось на время скрыть змею, а теперь ее вытащили на свет божий, теперь ее все видят, теперь ее будем уничтожать и уничтожим!» (Ленин, Соч., т. XIV, стр. 269—270).

В июне вышли из редакции «Дискуссионного Листка»представители группы «Вперед» и «Голос Социал-демократа». В августе произошел разрыв ЦК с Троцким, к-рый тоже упорно саботировал решения пленума и не обнаруживал ни малейшего желания вести борьбу с отзовизмом и ликвидаторством.

Условия работы в руководящих органах создались совершенно невозможные. Большевики, видя, что никаких надежд на проведение в жизнь решений пленума нет, подали в декабре заявление о возврате им денег, переданных в кассу ЦК. Это означало решительный шаг к окончательному разрыву большевиков со всеми оппортунистическими группами в с. — д. партии. — Разрыв