Страница:БСЭ-1 Том 11. Вильом - Водемон (1930)-2.pdf/235

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


ВКП (б)

ного разрешения конфликта с Учредительным собранием. От него требовали признания Советской власти, т. е. диктатуры пролетариата и основных декретов Октября.

Когда же оно отказалось от сотрудничества с Советами, декретом ВЦИК 19 (6) января оно было распущено. — Против всей линии ЦК в этом вопросе категорически возражали «правые». Их основной аргумент заключался в том, что «мы делаем буржуазную революцию, которая должна увенчаться Учредительным собранием» («Первый легальный ЦК», стр. 374). Эта позиция была отвергнута ЦК и всей партией. Роспуском Учредительного собрания и последовавшим за ним 3 Съездом Советов закончился октябрьский период в истории большевистской партии. Начинался новый период — Брестский.

Характеризуя этот исторический период, Ленин писал: «Этап 1-й, чисто политический, так сказать, от 25 октября до 5 января, до разгона учредилки. За какие-нибудь 10 недель мы сделали во 100 раз больше для действительного и полного уничтожения остатков феодализма в России, чем меньшевики и эсеры за восемь месяцев (февраль — октябрь 1917 их власти)» (Ленин, Соч., 1 изд., т. XVIII, ч. 1, стр. 325).

Октябрьская Революция и организация Коминтерна. Борьба за социалистическую

революцию в России сопровождалась борьбой за Третий Интернационал и организационной его подготовкой. В программной брошюре «Задачи пролетариата в нашей революции» (апрель 1917) Ленин писал об «идейно  — политическом крахе циммервальдского Интернационала», ибо «вся циммервальдская правая, все циммервальдское большинство скатилось к социал-пацифизму» (Ленин, Соч., т. XX, стр. 129).

На Апрельской конференции по вопросу об отношении к Циммервальду обнаружились две точки зрения — Ленина и Зиновьева. Соглашаясь с тем, что наша партия должна приступить немедленно к практическим шагам по организации 3 Интернационала, Зиновьев считал, однако, необходимым оставаться в циммервальдском блоке. Наоборот, Ленин предлагал формально объявить, что мы остаемся в Циммервальде «только с информационной целью». Конференция приняла предложение Зиновьева. Наряду с этим, она приняла решение об отказе от участия во всяких конференциях с участием социал-патриотов. Это решение было вызвано целым рядом попыток созвать такую конференцию социалистов всех стран, из к-рых наиболее крупной была попытка специально созданного для этой цели Голландско-скандинавского комитета, созывавшего конференцию на 15 мая. Одновременно Международная социалистическая комиссия (ИСК) назначила на 31 мая конференцию циммервальдистов.

В середине мая 1917 инициатива созыва обеих международных социалистическ. конференций: и социал-соглашательской и циммервальдистской, перешла к России. Исполком Петроградского совета раб. и солд. деп. взял на себя инициативу созыва Международной социалистической конференции (т. н. Стокгольмской), ЦК большевиков категорически заявил, что ни в комиссии Исполни 444

тельного комитета Совета рабочих деп. по созыву международной конференции, ни в конференции вместе с шовинистами партия участия не примет. В связи с приездом в Россию секретаря Международной социалистической комиссии Гримма, поставившего вопрос о созыве Циммервальдской конференции, состоялось совещание с представителями всех русских социалистических партий (28—29 мая). Основным вопросом этого совещания было отношениек Стокгольмской конференции социал-соглашателей. Представители большевиков высказались за бойкот Стокгольмской конференции, меньшевики  — за участие в ней.

Большевики использовали совещание для того, чтобы заставить европейских товарищей высказаться по вопросу о задачах пролетариата в русской революции и тем помочь отмежеванию международных пролетарских революционеров от социал-шовинистов. Они внесли предложение осудить вступление меньшевиков Скобелева и др. в коалицион. министерство Керенского. Но циммервальдское большинство отказалось вынести такую политическую резолюцию. Вопрос был отложен  — «до опроса заинтересованных партий». Каменев пытался сорвать линию партии в вопросе об отношении к Стокгольмской конференции и на заседании ЦИК 6 августа выступил с заявлением, что нужно защищать Стокгольмскую конференцию, ибо «Стокгольм... перестает быть орудием в руках империалистических государств». Каменев был обвинен в нарушении партийной дисциплины и получил отпор со стороны большевиков и со стороны Ленина.

Вопрос об участии в Стокгольмской конференции и о блоке с социал-патриотами был одним из главных вопросов, расколовших Циммервальд. Этот вопрос усиленно обсуждался на всех совещаниях циммервальдистов летом 1917. Большевики настаивали на том, что Циммервальд должен категорически отмежеваться от собирающихся в Стокгольм социал-соглашателей. Наоборот, многие делегаты центристских социалистических партий не только высказывались за участие в общей с ними конференции, но прямо приезжали на конференцию, имея одновременно два мандата — на Стокгольмскую конференцию соглашателей и на 3  — ю Циммервальдскую конференцию, состоявшуюся в авг.

1917. — Основным вопросом Циммервальдской конференции был вопрос об участии на общей конференции с социал-соглашателями. Присутствовавшие меньшевики категорически заявили, что если Циммервальд не даст своей подписи под приглашением на Стокгольмскую конференцию, то они покинут конференцию циммервальдистов. Конференция, отвергнув требование меньшевиков, все же не приняла решение о разрыве с социал-патриотами. Из др. ее решений надо отметить воззвание о всеобщей стачке в знак солидарности с русской революцией и борьбы за мир. Предложение большевиков заклеймить тактику русских соглашателей^ поддерживающих бонапартистское правительство Керенского, было встречено несочувственно со стороны большинства и отвергнуто конференцией.