Страница:БСЭ-1 Том 11. Вильом - Водемон (1930)-2.pdf/241

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


ВКП (б)

класса на крестьянство, отсюда же и рост влияния и связей партии в самом рабочем классе и ее удельного веса во всем механизме пролетарской диктатуры. Если еще в 1918 и начале 1919 мелкобуржуазные партии имели нек-рые зацепки в известных прослойках рабочего класса, то в последующие годы партия большевиков становится монопольной партией рабочего класса. Это находит свое выражение в значительном численном росте партии, гл. обр., за счет рабочих масс (по данным мандатной комиссии, на IX партсъезде, весной 1920, было представлено почти 612 тыс. членов партии), в непрерывном расширений ее влияния в профессиональных союзах (напр., на 1 Всероссийском съезде профсоюзов в янв. 1918 было 66% коммунистов, а в начале января 1919  — уже 80 %) и Советах (характерно полное вытеснение мелкобуржуазных партий из Советов  — процент их представительства на уездных и губернских съездах Советов РСФСР с 19, 5 и 24, 5 соответственно в 1-й половине 1918 упал до 0, 7 и 0, 2 в 1-й половине 1920), в активной массовой борьбе рабочего класса под руководством своего авангарда (мобилизация в Красную армию, восстания в белом тылу, участие в продотрядах, в субботниках, успех различных политических кампаний и «недель» и т. д.).

Опираясь на беззаветную поддержку широчайших слоев рабочего класса, партия добилась решающих успехов в деле укрепления советской государственной системы и создания боеспособной Красной армии. Революционное творчество и самодеятельность в создании нового государственного аппарата сотен и тысяч Советов [уже к первой годовщине Октября в 30 губ. Сов. России существовало 2 областных и 30 губернских Советов, 121 городской, 314 уездных и районных и 6.033 волостных (см. статью С. Духовского в «Правде», № 245 от 13/XI 1918)] партия сковала единой классовой волей и направила в русло пролетарского централизма и строительства обороны страны. Организацией централизованного партийно  — политического аппарата, сети комиссаров и низовых партийных организаций (к осени 1920 свыше половины всей партии стояло под ружьем), привлечением старых специалистов партия обеспечила боеспособность Красной армии как орудия пролетарской диктатуры.

Роль партии как руководящей силы во всей системе пролетарской диктатуры, как партии, руководящей государством, обусловила коренные изменения в самом направлении партийной работы, в ее формах и методах. Это изменение в задачах партии в период пролетарской диктатуры проходит красной нитью через всю внутреннюю жизнь партии и содержание работ ее съездов и конференций в эпоху гражданской войны. 18—23 марта 1919 состоялся VIII партсъезд. На съезде присутствовало 287 делегатов с решающим голосом и до 100 с совещательным, представлявших около 314 тыс. членов партии по данным мандатной комиссии [по исчислениям Статотдела ЦК, в этот период в рядах партии насчитывалось меньше — всего 281 тыс. чел., см. брошюру Е. Смиттен, «Состав ВКП(б)», М. — Л., 1927, стр. 6], вт. ч. делегаты от Латвии, Литвы и Белоруссии.

Съезд заслушал отчет ЦК, сделанный тов.

Лениным; обсудил и принял новую партийную программу (по докладу Ленина и Бухарина), «программу боевого революционного и организационного строительства коммунистического общества», и резолюции по докладам о создании Коммунистического Интернационала (Зиновьев), по военному вопросу (Г. Сокольников), о работе в деревне (Ленин) и организационным вопросам (Зиновьев). В ЦК, избранный съездом, вошли: Бухарин, Евдокимов, Дзержинский, Зиновьев, Каменев, Калинин, Крестинский, Ленин, Белобородов, Муранов, Радек, Раковский, Смилга, Серебряков, Сталин, Стасова, Стучка, Томский, Троцкий; кандидатами — Артем (Сергеев), Бубнов, Владимирский, Данишевский, Мицкевич, И. Н. Смирнов, В. Шмидт и Ярославский. — VIII партсъезд положил начало усиленной работе по улучшению организационного аппарата партии и общего организационного руководства, особо подчеркнув необходимость «строжайшего централизма» и «прямо военной дисциплины» в партии в обстановке гражданской войны.

Съезд специально остановился на взаимоотношениях между партией и Советами, указав на недопустимость смешения функций партийных и советских организаций. «Партия старается руководить деятельностью Советов, но не заменять их», гласит соответствующий пункт резолюции по орг. вопросу. — В конце 1919 (2—4 декабря) состоялась Всероссийская партконференция, на к-рой присутствовало 45 делегатов с решающим голосом и 73  — с совещательным. Конференция заслушала политический и организационный отчет ЦК (Ленин и Крестинский) и доклады о международном положении (Чичерин), советском строительстве (Владимирский), по организационному вопросу  — об уставе (Зиновьев), об организации Советской власти на Украине (Ленин), о работе среди новых членов партии (Бухарин) и утвердила партийный устав, разработанный во исполнение постановления VIII партсъезда (материалы конференции опубликованы в «Известиях ЦК», №№ 9—11 от 1919).

Состоявшийся в период новой передышки IX партсъезд (29 марта  — 4 апреля 1920) сосредоточил свое внимание на вопросах хозяйственного строительства. Решения съезда по этим вопросам представляют наиболее яркое воплощение хозяйственного курса эпохи военного коммунизма. Съезд в области партийного строительства продолжил прежнюю линию на установление в рядах партии военного режима, провозгласив главной организационной задачей партии правильное распределение партийных сил на хозяйственную работу. На съезде присутствовало 554 делегата с решающим голосом и 162 с совещательным от 612 (без малого) тысяч членов партии. Порядок дня съезда состоял из политического и организационного отчета ЦК (Ленин и Крестинский) и вопросов: об очередных задачах хозяйственного строительства (Троцкий), о профессиональном движении (Бухарин), о кооперации (Крестинский), о задачах Коминтерна (Радек), организационного вопроса (Каменев)