Страница:БСЭ-1 Том 11. Вильом - Водемон (1930)-2.pdf/267

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


ВКП (б)за. Характерные черты этого пути сводились к следующему: 1) развязывание товарооборота и производительных сил во всех отраслях народного хозяйства, особенно в деревне, преодоление и вытеснение капиталистических элементов хозяйства методами экономической борьбы и кооперирования основных масс крестьянства; 2) «оживление Советов» и улучшение пролетарского руководства крестьянством через советские органы власти со смелым и решительным переходом на линию революционной законности и искоренение «остатков военного коммунизма в административно  — политической практике» (резолюция 14 партконференции о партстроительстве). Этот новый курс партийной политики был одобрен XIV съездом ВКП(б), происходившим с 18 по 31 декабря 1925.

XIV

партсъезд

и

«новая

оппозиция».

Крупнейший поворот от восстановительного к реконструктивному периоду хозяйственного строительства неизбежно был сопряжен с целым рядом новых трудностей.

14 партийная конференция и XIV съезд ВКП(б) констатировали, что для нового периода будут характерны: 1) наличие капиталистического окружения при относительной стабилизации капитализма; 2) абсолютный рост частного капитала как в городе (новая буржуазия), так и в деревне (кулаки) при относительном падении его роли; 3) условия развернутого товарооборота в стране и вырастающие на этой почве трудности преодоления колебаний во взаимоотношениях между пролетариатом и середняцкой массой крестьянства (как покупателем и продавцом хлеба); наконец, 4) расширение воспроизводства основного капитала и технического переоборудования промышленности (рационализация), сопряженные с трудностями, возникающими внутри самого рабочего класса. Перед лицом таких трудностей в партии обнаружились серьезные колебания и разногласия, особенно обострившиеся осенними 1925 хозяйственными затруднениями (просчет в хлебофуражном балансе, неудачи в хлебозаготовках, просчеты в экспортно  — импортных операциях и т. д.) и быстро переросшие в длительную внутрипартийную борьбу между подавляющим большинством партии и «новой оппозицией».

Исходным пунктом ново  — оппозиционной концепции было отрицание внутренних предпосылок для построения социализма в нашей стране. Несмотря на то, что эта точка зрения была отвергнута 14 партконференцией, оппозиция продолжала отстаивать ц еще больше углублять свою ошибку, открыто ревизуя, во-первых, ленинский закон о неравномерности экономического и политического развития капитализма, рассматривая его не как предпосылку для победы социализма в одной стране, а лишь как предпосылку для возможного «прорыва капиталистического фронта» (Зиновьев) в одной стране; во-вторых, ленинское учение о возможности некапиталистическ. эволюции основной массы крестьянства (бедняцкого и середняцкого), в условиях диктатуры пролетариата, исходя при этом изпростого механического перенесения законов капиталистического развития на СССР.

Ревизуя таким образом эти два основные положения ленинизма, «новая оппозиция» совершила тем самым полный отход к троцкизму в самых кардинальных вопросах пролетарской революции. Опираясь на эти посылки, новая оппозиция подвергла ревизии взгляды Ленина на нэп.

1) Нэп оппозиция рассматривала как «тактику пролетарской партии в крестьянской стране в условиях затяжки мировой революции» (Зиновьев). Такое определение содержало в себе отрицание международного характера нэпа, равно как и политики, пригодной только для отсталой крестьянской страны, что противоречило определению нэпа как единственно правильной политики пролетариата в переходный период.

2) Нэп (в СССР) представлялся лишь как «широко задуманное отступательное движение ленинизма», как «стратегическое отступление» пролетариата в СССР от непосредственных форм социалистического строительства «к государственному капитализму в пролетарском государстве». Такая теоретическая трактовка нэпа вскрывала непонимание главного и существенного в нэпе как единственно правильной хозяйственной политики пролетарской диктатуры, действительно отвечающей задачам пролетариата и способной «укрепить основу социализма и привести его к полной победе» (Ленин, Соч., 1 изд., т. XVIII, ч. 1, стр. 214). Оппозиция не понимала, что нэп содержал в себе отступление лишь в первый период своего введения, продолжавшийся до XI съезда партии, на к-ром партия, по предложению Ленина, признала отступление законченным. «В этом смысле нэп включал в себе элементы отступления  — раз, переорганизацию рядов  — два, наступление перестроенным фронтом  — три» (Бухарин). Наряду с этим, было обнаружено глубокое непонимание двойственной природы нэпа и диалектики развития всего народного хозяйства на основе нэпа. Нэп создает условия: с одной стороны, для укрепления роста экономических командных высот пролетарской диктатуры и для нек-рого роста капиталистических элементов — с другой. Не понимая этой диалектической двойственности нэпа, оппозиция односторонне рассматривала нэп как основу для роста капитализма в стране, вне зависимости от данных конкретных условий, недооценивала рост социалистических элементов, их удельный вес в экономике страны. Именно исходя из такой оценки нэпа, оппозиция и приходила к прямому отрицанию социалистического характера экономических командных высот пролетарской диктатуры и признанию государственного капитализма как господствующего уклада экономики СССР.

3) Ревизуя ленинский кооперативный план социалистической переделки деревни и вовлечения основной массы крестьянства в социалистическое строительство, оппозиция обнаружила глубокое непонимание всего своеобразия развития деревни при диктатуре пролетариата, в условиях к-рого процессы дифференциации деревни происходят