Страница:БСЭ-1 Том 11. Вильом - Водемон (1930)-2.pdf/334

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Молодая деревня при царизме. Не была особо организована и молодая деревня.

Не только батраки, но и трудящаяся крестьянская молодежь жестоко страдали в царской империи. К экономической нужде и зависимости от помещика и кулака происоединялись неограниченная власть земского начальника и урядника, беспощадные порки, полное политическое бесправие и искусственно поддерживаемое правительством невежество, невозможность пробить себе дорогу к знанию. Церковно-приходские и земские школы охватывали лишь часть крестьянских детей, и процент неграмотных в деревне был очень велик. Деревенская молодежь выступала застрельщиком революционного движения на селе. В стачках батраков она принимала активнейшее участие, выставляя свои требования, нередко подталкивая взрослых на решительные действия. Списки подсудимых по делам об аграрных бунтах густо пестрят молодыми крестьянами, так же как и списки павших и раненых в борьбе с полицией и казаками. Есть ряд сведений об организации боевых дружин из молодых крестьян, в частности — в Самарской губ. в 1906. Широко распространяется по деревне в революционные годы пение молодежью революционных песен — как форма политического выступления против самодержавия. Массовый характер приобретают демонстрации сельской молодежи или общие демонстрации, организованные по ее инициативе. Так, напр., состоялись на Пасхе 1905 демонстрации в шести деревнях Тверской губ. В отдельных местах возникали кружки крестьянской молодежи, но в оформленную организацию они не вылились.

Ученическое движение. Иначе обстояло дело с молодой интеллигенцией.

Общеизвестна громадная роль студенчества в истории революционного движения в России. Пока речь шла о буржуазно-демократической революции, о свержении царской власти, самые широкие слои студентов участвовали в революционных организациях, давали кадры всем революционным партиям.

По мере того, как буржуазия переходила в лагерь контр-революции, а мелкобуржуазная интеллигенция «разочаровывалась» в революции, по мере того, как гегемония все более переходила в руки пролетариата, широкая масса студентов отворачивалась от революции с тем, чтобы в конечном счете очутиться в Октябрьские дни 1917 и в период гражданской войны в рядах белогвардейцев. Лишь небольшая часть студенчества твердо связала свою судьбу с делом пролетариата. Аналогичные процессы происходили и среди учащихся средних школ.

Наибольшего размаха движение в средних школах достигло перед и во время революции 1905, когда движение протеста против школьного режима переходило в забастовки учащихся; забастовки эти зачастую приобретали политический характер, в связи с общим ходом революционного развития. Возникает целый ряд организаций учащихся средних школ. Бблыпая часть этих организаций была политически неоформлена,значительная часть членов их принадлежала к разнообразным политическим партиям, кичилась своей «беспартийностью».

К числу таких организаций относились: Северный союз учащейся молодежи (с центром в Петербурге), просуществовавший до 1906, Союз семинаристов, созвавший три Всероссийских съезда в 1905—06, Центральное отделение объединенных организаций и кружков учащихся в Киеве и др. Почти все эти организации находились под либеральным либо эсеровским влиянием, их политические лозунги были неопределенны, преобладала фразеология о стремлении к свету, знанию и т. д.; связи с рабочими почти не было.

Одновременно, однако, существовали и с. — д. организации учащихся, из рядов к-рых вышло много борцов за рабочее дело. Сюда в первую очередь относится возникшая в 1902 в Ростове-на-Дону Южнорусская группа учащихся средних школ, к-рая распространила свою деятельность на Новочеркасск, Таганрог, Мариуполь, Бердянск, Феодосию, Керчь, Ейск, Новороссийск, Екатеринодар, Ставрополь и находилась в контакте с аналогичной организацией в Харькове. Южно-русская группа просуществовала до 1904, насчитывала около 500 членов, имела свои съезды, ЦК, издавала «Летучий Листок», проявляла большую активность. Она открыто стала под знамя рабочей партии, была связана с с. — д. партийной организацией и ликвидировала себя в 1904 с целью вхождения в партийные организации и для работы среди рабочих.

Сравнительно крупная с. — д. организация учащихся существовала в Петербурге в период 1905—08. Выделившаяся в конце 1905 из Северного союза, Северная с. — д. организация учащихся средних школ в начале 1906 насчитывала около 200 активных участников. В том же 1906 организация тесно связалась с Петербургским комитетом РС-ДРП и приняла название: «Ученическая организация при ПК РС-ДРП». К осени 1907 к ней примкнуло несколько кружков рабочей молодежи, и организация была переименована в «Организацию учащейся и рабочей молодежи при ПК РС-ДРП». Последняя просуществовала до 1909 и насчитывала в конце 1907 около 250 членов. В период революции 1905 ряд с. — д. ученических кружков мы находим и в Москве. Осенью 1906 кружки эти объединяются в общемосковскую организацию, руководителями к-рой были Н. И. Бухарин и Г. Я. Сокольников.

Весной 1907 москвичи созвали всероссийский съезд учащихся с. — д. Съезд солидаризировался с программой и тактикой большевиков, принял решение о создании всероссийской с. — д. организации учащихся и избрал ЦК, руководящую роль в котором играли главари московской организации. В 1908 организация распалась, вследствие перехода руководителей ее на партийную работу и общей политической реакции. В Риге с. — д. организация учащихся возникла в 1905 и, несмотря на все преследования, еще в 1908 насчитывала более 200 членов. Она издавала нелегальную газету «Товарищ». В результате отколов сторонников «беспартийности», социал-демокра-