Страница:БСЭ-1 Том 11. Вильом - Водемон (1930)-2.pdf/402

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


ВНУТРЕННЯЯ КАПСУЛА-г-ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ

кишку). Сбоку желудка лежит еще селезенка — орган сосудистой системы. На задней стенке полости живота по бокам позвоночника располагаются почки — органы, отделяющие мочу, к-рая отводится через мочеточники в мочевой пузырь, лежащий в самом нижнем отделе живота, в полости таза. В тазу между мочевым пузырем и прямой кишкой (нижний отдел толстой кишки) у женщин залегает матка с яйцеводами и яичниками . Непарные органы грудной и брюшной полостей нормально располагаются асимметрично: так, сердце своей верхушкой обращено влево, желудок 66лыпей своей частью помещается в левой половине верхней части живота, здесь же к нему слева и сзади прилегает селезенка; печень находится под диафрагмой, — гл. обр., на правой стороне. В эту же сторону обращен своей выпуклостью изгиб двенадцатиперстной кишки. Остальная часть тонкой кишки и вся толстая также расположены асимметрично, при чем начальная часть толстой кишки, т. и. слепая кишка, лежит справа. Такое положение непарных В., первоначально закладывающихся у зародыша по средней линии * пытаются объяснить их вторичным перемещением, вследствие смещения в правую сторону развивающейся печени, под влиянием поворота зародыша нормально в левую сторону, а сбратное, т. е. извращенное расположение органов — смещением печени влево при повороте зародыша в противоположную сторону. Это извращенное положение В. (situs viscerum inversus) — редко встречающаяся аномалия (1 раз на 3.300 ч., по Батуеву), при к-рой сердце лежит направо, печень — налево, желудок — направо и. т. д. Однако, причины вторичного смещения В. видимо много сложнее и еще недостаточно ясны. Эта аномалия не имеет никакого влияния на здоровье. О ней обыкновенно узнают случайно при медицинском освидетельствовании или же на вскрытии. Подробнее см. статьи об отдельных or ганах.

Н. Лысенков.

ВНУТРЕННЯЯ КАПСУЛА (eapsula interna), часть белого вещества полушарий большого мозга, находящаяся между серыми центральными узлами. Через В. к. проходят важные проводящие пути, в т. ч. двигательный путь от мозговой коры к мышцам всегп тела. См. Мозг.

' ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ, беззвучная, «немая», скрытая речь, являющаяся основной формой словесного мышления. Уже очень давно было замечено, что «мыслить — значит внутренно говорить», но только во второй половине 19 в. началось научное изучение В. р. Одни авторы (Эгжер и Уотсон) полагают, что В. р. имеет место во все время бодрствования человека и даже часто в сновидениях. Эгжер, к-рый сводил феномен В. р. к воспроизведению слуховых образов обычной речи, полагает, что В. р. прерывается только в двух случаях: во время явной, «слышимой речи и во время слушания чужих •слов или музыки. Др. авторы считают В. р. иллюзией, всегда возникающей при соответственно направленном самонаблюдении.

Они полагают, что В. р. чаще всего проявляется при длительном систематическом размышлении; особенно абстрактного ха  — 768

рактера, Легче всего обнаруживается В. р. во время молчания, бездействия, покоя, но во время активной внешней деятельности, особенно двигательной, В. р., обычно, не наблюдается. — Природа В. р. — психологическая и физиологическая — не может еще считаться окончательно выясненной. Несомненно, что речь в поведении человека выполняет две различные функции, служа. одновременно и средством общения и орудием мышления. Эта вторая функция речи развивается, из первой, как показывают наблюдения над развитием речи у детей:, явная, слышимая речь предшествует В. р.; последняя является особой формой задержки, тормажения, сокращения громкой речи или возобновлением, активированием, воспроизведением сенсорных и моторных нервных возбуждений, связанных с произношением и слушанием слов, В. р. наиболее близка к обычным формам речи тогда, когда является приготовлением или обдумыванием этой последней; в др. случаях она отличается глубоким своеобразием. Процессы внутренней речи иногда оказываются совершенно несравнимыми по структуре с явной речью; основным отличием является огромное сокращение речевых элементов и процессов при внутренней речи. Это объясняется в первую очередь тем, что внутренняя речь выполняет, как уже указывалось выше, совершенно иную психологическую функцию, чем громкая речь.

В. р. представляет большие трудности для изучения . вследствие того, что она является скрытым, недоступным для прямого наблюдения, внутренним процессом, требующим применения интроспекции (самонаблюдения). Объективное изучение В. р. может быть осуществлено лишь косвенным путем, при применении особо тонких и чувствительных аппаратов. Опыты Лешйи, америк. психолога, который регистрировал прц помощи особого аппарата движения языка (в виде кривой на закопченном барабане) при произнесении одной и той же фразы топотом и при помощи В. р., показали, что кривая в обоих сцучаях оказывается той же самой по характеру, но отличается по амплитуде, т. е. при В. р. движения носят тот же характер, что и при громкой речи, но отличаются меньшёй интенсивностью. Однако, это совпадение кривых получалось лишь при непосредственном следовании одной формы речи за другой; там," где их разделяла какая-либо другая работа, кривая движений при В. р. оказывалась глубоко отличной. Это вполне подтверждает то положение, что В . р. может иметь различные степени приближения к громкой речи, то отличаясь от нее только по степени и являясь, в сущности, не доведенным до конца, не обнаруженным, ослабленным обычным произнесением, то принимая своеобразные формы.

В. р. существует только при целости двигательных и слуховых центров речи. Многие авторы допускают существование ее и при изолированной двигательной афазии (см.). — Нек-рые авторы, как, напр., известный лингвист Макс Мюллер, отождествляют мышление и В. р., полагая, что мышление есть «речь минус звук». Др. исследователи, напротив, различают мышление и речь как особые процессы, иногда протекающие независимо один от другого, а иногда сливающиеся в новый единый, хотя и сложный, процесс словесного мышления. Особо важную роль В. р. играет при письме, чтении и понимании читаемого текста. «Читать, говорит Эгжер, это значит переводить написанное на язык слов, а читать тихо, про себя, значит переводить текст на язык В. р.». — Близко к В. р. стоят аналогичные процессы «внутреннего пения», «внутренней музыки», «внутренних мелодий» (Болдуин), т. ё. музыкального мышления.

Лит. ! Болдуин Д., Духовное развитие детского. индивидуума и человеческого рода, т. II, Москва, 1912; Уотсон Д.,' Психология, как наука о поведении, М. — Л., 1926; Погодин А. Л., Язык, как творчество, «Вопросы теории и психологии творчества», т. IV, Харьков, 1913; Е gger V., La parole interieure, P., 1831; Charcot J. M., Lemons sur les maladies du systtoe-nerveux, «Oeuvres completes»,