Страница:БСЭ-1 Том 11. Вильом - Водемон (1930)-2.pdf/422

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

живут в муравейниках рыжего муравья и питаются хвоей, из которой составляются муравьиные кучи. Бактерии, выделенные из кишки личинок Potosia сиргеа, оказались способными растворять клетчатку. В др. случаях бактерии-симбионты (или, как их прежде называли, биофитные бактерии) оказывают иные услуги хозяину, в теле к-рого они обитают. Так, светящиеся бактерии, живущие в определенных клетках жирового тела жука-светлячка (Lampyris noctiluca), обусловливают известное свечение этого жука, служащее для привлечения полов друг к другу. Еще более известны случаи свечения в темноте у морских животных, вызываемые деятельностью В. с. Так, у пирозомы (из оболочниковых животных — Tunicata) имеются особые светящиеся органы, расположенные по бокам жаберного отдела глотки и состоящие из группы клеток (фотоцитов), плазма к-рых наполнена извитыми бактериями (рис. 3), обладающими способностью свечения (см. Свечение животных).

Бактерии эти передаются от материнского организма дочернему при посредстве мельчайших зародышей спор, образующихся внутри бактерий и с потоком Рис 3< крови переносимых к яичнику. — В других случаях роль В. с. менее ясна. Высказано предположение, что бактерии тараканов могут разлагать мочевые отложения хозяина; дрожжи у тлей и червецов могут сбраживать сахаристые вещества, в изобилии встречающиеся в пище этих насекомых.

Относительно Azotobacter, обладающего в природе способностью усваивать азот из воздуха, высказывается предположение, что он может сохранить эту способность и живя в качестве симбионта у тлей, где он играет ту же роль, которую выполняют клубеньковые бактерии у бобовых растений (см. Азот, IV). См. также Симбиоз.

Лит.: Поспелов В., Внутриклеточный симбиоз и его значение, «Природа», № 11, 1927; К оз о-П олянский Б. М., Новый принцип в биологии. Симбиогенез, Москва, 1924; Buchner Р., Tier und Pflanze in intrazellularer Symbiose, Berlin, 1921.

В. Поспелов.

ВНУТРИМЫШЕЧНОЕ ВЛИВАНИЕ, см.

ВНУТРИПЛОДНИК (у растений), см. Вне плодник, Плод.

ВНУТРИСЕЛЕННОЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО,

см. Землеустройство.

ВНУШАЕМОСТЬ (нем. Suggestibilitat, фр. suggestibilite), термин, употребляемый в психологии для обозначения подчиняемости человека, т. е. готовности его изменить свое поведение, однако, не на основании разумных доводов и мотивов, а по одному лишь предложению, исходящему от другого лица или группы лиц, при чем сам человек не отдает себе ясного отчета в такой подчиняемости и продолжает считать свой образ действий результатом собственных желаний и самостоятельных решений. В частном слу 804

чае подражания внешнее требование или предложение облекаются не в слова, а в наглядную форму примера. В. не служит, как думали раньше, признаком болезненного предрасположения: это одно из основных свойств нормального нервно-психического аппарата, выработанное условиями коллективной жизни, один из основных психо-социальных фактов. В. представляет различные степени, зависящие от возраста, пола, физического и психического здоровья, и т. д. Предложены различные методы исследования В. (картоны Бине, метод «профилей» Россолимо и др.). Планомерное использование В. в терапевтических целях составляет сущность лечебных мероприятий, объединяемых в понятии внушения (см.).

Лит.: Россолимо Г. И., Метод психологических профилей, М., 1927; Нечаев А. П., Современ. эксперимент, психология, П., 1917.

К.

ВНУШЕНИЕ (лат. suggestio), основанный на внушаемости (см.) особый вид воздействия на человека, которое исходит от другого лица, от группы лиц, а также от таких социальных факторов, как обычаи, мода, господствующие взгляды, предрассудки и т. д. Понятие В. включает в себя понятие приказа, принуждения, влияния на чужую волю. При этом, однако, прямое предложение выполнить какое-либо действие, когда все говорит за него, еще не есть В. Существенным элементом В. является то, что данное требование при обычных условиях встретило бы сопротивление, между тем как в случае исполняемого В. сопротивление вовсе отсутствует или же, в известной мере, становится недействительным. Такое устранение или задержка всех импульсов, противодействующих исполнению постороннего требования, и является наиболее характерной особенностью В. Псйхофизиологический механизм В. еще и до настоящего времени нельзя считать окончательно выясненным, и этим объясняется то обстоятельство, что большинство психологов и психйатров, работавших над этим вопросом, пользуется, гл. обр., терминами субъективной психологии. Так, напр., Бехтерев определяет В. как непосредственное привитие к психической сфере данного лица мыслей, эмоций и актов помимо его «я». Однако, существует некоторая возможность ближе и точнее подойти к выяснению процесса В. Уже из предыдущего ясно, что процесс В. заключается в наступлении действия при отсутствии соответственных условий (или, как определяет Молль, при наличии инадэкватных условий); иначе говоря, В. наступает только потому, что в человеке пробуждается представление о том, что данное действие совершилось, совершается или имеет совершиться. Человеку, напр., говорят, что он не может опустить поднятой руки, и рука, действительно, сохраняет данное ей положение, т. к. противоположная и вполне естественная мысль о полной возможности беспрепятственного владения рукой какимто образом выпала. Такое выпадение П. Жане объясняет сужением поля сознания, за пределами к-рого остается все то, что могло бы оказать контролирующее и регулирующее действие, т. е. помешать исполнению В.