Страница:БСЭ-1 Том 11. Вильом - Водемон (1930)-2.pdf/89

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


ВКП (б)

освободит, всех зовет, всех приглашает». И добавлял к этому: «Я согласен на это „потом", но я требую раньше этого „сначала"» (там же, стр. 48). А в заключение Ленин формулировал следующее положение: «У нас в России дьявольские муки „трудящейся и эксплоатируемой массы" не вызывали никакого народного движения, пока „горстка" фабрично-заводских рабочих не начала борьбу, классовую борьбу.

И только эта „горстка" гарантирует ее ведение, продолжение, расширение» (там же, стр. 45).

В 1917, после свержения царизма, в условиях перехода от первого этапа революции ко второму, в обстановке «массового» оборонческого мелкобуржуазного угара, когда подавляющее большинство в Советах рабочих и солдатских депутатов было на стороне меньшевистско-эсеровского блока, когда мы, партия революционного пролетариата, были в, меньшинстве и ставили своей очередной главнейшей задачей «терпеливое» разъяснение массам действительного положения дел в стране, их интересов и их задач, — в это время партия добивалась выделения пролетарской линии, высвобождения пролетарских элементов в Советах. — Ин-том Ленина опубликован план брошюры об Апрельской конференции, составленный Лениным после 6 (19) мая 1917, и в этом плане, м. пр., Ленин давал такую генеральную установку:, «Быть твердым, как камень, в пролетарской линии против мелкобуржуазных колебаний — влиять на массы убеждением, „р изъяснение м"  — готовиться к краху и революции в 1.000 раз сильнее Февральской» («Ленинский сборник», IV, стр. 290). Т. о., в эпохи, разделенные пятнадцатилетним промежутком, в важней- ' шем вопросе об отношении пролетариата и мелкой буржуазии, Ленин, в смысле общего направления, давал одну и ту же генеральную установку.

В 1917 шла борьба за крестьянство между большевиками и эсерами. Крестьянское движение начинает развертываться с марта, до июля оно нарастает «в условиях своеобразной легальности». В предисловии к сборнику Центрархива «Крестьянское движение в 1917 г.» указывается: «К июлю аграрное дв чжение достигает исключительного уровня организованности. Оно становится в преобладающем количестве случаев движением, открыто возглавляемым всей системой эсеровских организаций, захвативших в свои руки крестьянские комитеты и советы». С августа эта эсеровская «организованность» начинает разрушаться, и движение приближается «к типу гражданской войны». В сент. и окт. движение резко обостряется и «поднимается на уровень крестьянской войны».

В этой обстановке партия большевиков завоевала свое влияние на крестьянство именно потому, что она выступила против мелкобуржуазного оборонческого блока, «выделила» пролетарскую линию и, учтя своеобразие перехода от первого этапа революции ко второму, вместо старого лозунга о революционно-демократической диктатуре пролетариата и крестьянства, выдвинула лозунг социалистической диктатуры пролетариата и бедней 166

шего крестьянства. — Ленин придавал в этот период важнейшее значение осуществлению и укреплению рабоче-крестьянского союза.

В письме к Смилге [10 окт. (27 сент.) 1917] он писал: «Вы можете начать сразу осуществлять тот блок с левыми эсерами, к-рый один может нам дать прочную власть в России», и добавлял: «надо пользоваться вашим счастьем (у вас левые социалисты-революционеры), чтобы во имя этой фирмы провести в деревне блок большевиков елевыми социалистами  — революционерами, крестьян с рабочими, а не с капиталистами» (Ленин, Соч., том XXI, стр. 230—231). И положительные результаты этой политики были налицо, так как именно эта политика большевиков подготовила октябрьский союз рабочих и крестьян, давший им победу и обеспечивший «триумфальное шествие» Революции в первые месяцы после Октябрьского переворота.

2 Съезд советов крестьянских депутатов принял резолюцию о доверии Советской власти, одобрил ее декреты и 15 ноября пришел в Смольный, где торжественное заседание двух ЦИК приняло резолюцию, выражавшую «твердую уверенность, что союз рабочих, солдат и крестьян, этот братский союз всех трудящихся и эксплоатируемых, укрепляя завоеванную ими государственную власть и принимая со своей стороны все революционные меры к ускорению перехода власти в руки трудящихся масс в других более передовых странах, обеспечит таким образом прочную победу делу справедливого мира и делу социализма».

В письме в редакцию, написанном во время крестьянского съезда, Лениц подчеркивал, что «коренного расхождения интересов наемных рабочих с интересами трудящихся и эксплоатируемых крестьян нет. Социализм вполне может удовлетворить интересы тех и других. Только социализм может удовлетворить их интересы». К этому он здесь же добавлял: «Отсюда возможность и необходимость „честной коалиции" между пролетариями и трудящимися и эксплоати' руемыми крестьянами» (Ленин, Соч., том XXII, стр. 89). В смысле основного направления здесь Ленин и партия большевиков целиком и полностью действовали по формуле 1902, т. е. «сначала отгородить себя от всех, сначала выделить один только пролетариат, а потом уже заявлять, что пролетариат всех освободит, всех зовет, всех приглашает».

После Октябрьского переворота в отношении союза рабочих и крестьян было закреплено то, что было подготовлено на протяжении между мартом и октябрем. И здесь диктатура пролетариата обнаружила себя как орудие привлечения пролетариатом на свою сторону трудящихся масс, как инструмент для «нейтрализации» середняцкого крестьянства. В статье об итогах Учредительного собрания (декабрь 1919) Ленин писал, что «российский пролетариат отвоевал у эсеров крестьянство и отвоевал, в сущности, через несколько часов после завоевания пролетариатом государственной власти». — Во второй половине 1918 кулакам была объявлена «беспощадная война» и были ор-