Страница:БСЭ-1 Том 12. Воден - Волховстрой (1928).pdf/156

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

соображение о том, что советы для организации вооруженного восстания в самом тесном значении слова, для охвата «массы непосредственных участников уличной борьбы и гражданской войны», должны создать специальные военно-повстанческие организации, сохранило свое значение. Советы, приступая к захвату власти в Октябре 1917, повсюду выделили В. — р. к. как органы восстания. В. — р. к. были тесно связаны и до известной степени выросли из Военной организации РС-ДРП (большевиков) 1917 (см.).

Мысль об организации В. — р. к. была выдвинута в сентябре 1917 Военной организацией РС-ДРП и всецело одобрена Лениным.

В. — р. к., возникшие в октябре, опирались на опыт организации «революционных комитетов по борьбе с контр-революцией» во время корниловского мятежа. Эти комитеты находились под руководством Комитета народной борьбы с контр-революцией при ЦИК и были созданы во всех крупных городах. По приказу Керенского, они подлежали расформированию, но приказ этот не был выполнен, и комитеты продолжали еще некоторое время существовать. В Октябрьские дни В. — р. к. нередко восстанавливались в том же виде, какой они имели во время корниловщины.

В. — р. к. создались в октябре повсеместно.

Они возникали при советах и советских центрах — областных, городских, районных, уездных и волостных, а нередко и сельских.

В. — р. к. на фронте были созданы в связи с обращением  — призывом 2  — го Всероссийского Съезда Советов.

Выдающуюся историческую роль, роль всероссийского значения, сыграл В. — р. к. при Петроградском совете, и не только потому, что он руководил вооруженным восстанием в одном из решающих, важнейших центров революции, но и потому, что он явился руководящим центром для всей страны, образцом для В. — р. к. в провинции. — Курс на вооруженное восстание для захвата власти Советами был провозглашен Лениным вскоре после июльских событий.

Партия большевиков во главе с Лениным начала подготовку восстания. Идея организации В. — р. к. была скоро претворена в жизнь, являясь ответом на попытки вывести революционные войска из Петрограда, проект чего был уже давно разработан Временным правительством и составлял один из решающих моментов общего плана разгрома революции. 22 (9) октября в Петроградском совете, в связи с сообщением, что штаб Петроградского военного округа намерен вывести Уз полков петроградского гарнизона на фронт, по предложению большевиков, составлявших значительное большинство в Совете, было решено создать в противовес контр-революционному штабу округа советский военно-революционный штаб, Революционный комитет обороны Петрограда, к-рый несколько позже получил название В. — р. к.

По внешней форме В. — р. к., согласно принятому на заседании Совета 25(12) октября уставу, должен был явиться органом контроля над действиями штаба округа и учета состава гарнизона и необходимых для обороны Петрограда войсковых и материально 300

технических сил. На самом деле, в руки В. — р. к. переходило управление гарнизоном, и он, по верной характеристике меньшевиков, протестовавших против его организации, являлся штабом восстания и захвата власти. В состав В. — р. к. вошли большевики и левые эсеры. Политическое руководство в Петроградском В. — р. к., как и в провинциальных, принадлежало партии большевиков. В. — р. к. в Петрограде действовал под руководством ЦК большевиков и Ленина, от к-рого В. — р. к. получал не только основные директивы, но и детальные указания (см. воспоминания Подвойского и др.).

В Москве В. — р. к. работал под руководством партийной «пятерки». В ряде городов партийные комитеты выделяли подпольные В. — р. к., к-рые затем уже получали санкцию совета и пополнялись представителями других организаций. Левые эсеры сотрудничали с большевиками в В. — р. к., хотя, как правило, почти всегда занимали в них колеблющуюся, примиренческую по отношению к соглашателям, позицию. Что же касается меньшевиков и правых с. — p., то они или совершенно не входили в В. — р. к. или же входили для того, чтобы сорвать их работу, о чем в Москве, напр., они открыто заявляли. Логика борьбы вынуждала меньшевиков уходить из В. — р. к., поскольку их дезорганизаторская работа, встречавшая враждебное отношение масс, не удавалась. В ряде случаев в тех советах, где имели преобладание оборонцы, они создавали В. — р. к. для того, чтобы ввести революционные массы в заблуждение, а на самом деле превращали В. — р. к. в орудие соглашательской политики (напр., в Архангельске и Воронеже, где вначале были созданы коалиционные, право-социалистические В. — р. к.). Нередко, под влиянием оборонцев, советы создавали «комитеты общественной безопасности» по образцу тех комитетов, которые были созданы буржуазно-соглашательскими организациями и группами в Петрограде и Москве в противовес В. — р. к. Так было в Баку, Смоленске и др. местах. Но эти комитеты безопасности при советах существовали недолго и заменялись В. — р. к. Вслед за Петроградом В. — р. к. образовались в большинстве промышленных городов.

В. — р. к. выбирались на собрании Совета, исполнительных комитетов, в уездах и волостях  — на съездах советов, сельских сходах, военных съездах и т. д. В В. — р. к. входили, наряду с представителями советов, уполномоченные советских партий, профсоюзов, гарнизонов, изредка городских дум и земств и местные власти с правом решающего или совещательного голоса. В Петроградский В. — р. к. вошли члены президиума совета, представители солдатской секции, Центрофлота, Финляндского областного комитета, советов фабзавкомов, советов профсоюзов, рабочей милиции и т. д. Определенной и единообразной конструкции В. — р. к. обычно не имели, в различных местах они конструировались по разному. Не всегда даже революционно-повстанческие комитеты советов назывались В. — р. к. В ИвановоВознесенске, например, был создан В. — р. к. под названием «Штаб революционных орга-