Страница:БСЭ-1 Том 12. Воден - Волховстрой (1928).pdf/254

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


ВОЗРОЖДЕНИЕ

491 II. Развитие городов.

Пункты сосредоточения той или другой культуры всегда тесно связаны с опорными пунктами господствующих в данную эпоху классов; поэтому всякая хозяйственная эпоха имеет свои специфические культурные центры. Победе денежного хозяйства, утверждающегося с начала 14 века в первую очередь в Италии, соответствовал выход к власти нового класса — буржуазии. Она не имеет в своем распоряжении монастырей и крепостей, какие были у средневековых властителей в периоды церковного и придворного феодализма, и должна создавать свои резиденции в городах, т. е. в таких поселениях, географическое положение которых позволило превратить их в складочные пункты мировой торговли; при них, конечно, расположены логически с ними связанные торговые и финансовые конторы для заключения торговых операций. Т. о., если не все, то, во всяком случае, главнейшие интересы нового общественного класса связываются отныне с городами, а это значит, что новая культура становится не только буржуазной, но и чисто городской. Во всей Европе развитие городской культуры вызывает естественный рост городов.

Города получают особый, своеобразный облик* Благодаря доходам от торговли, возрастающим иногда до огромных размеров, этот особый характер городов выявляется все с большей четкостью и с большей импозантностью. Князья и короли вынуждены на продолжительные периоды переносить свои дворы из своих укрепленных замков в города. Особенно знаменательно, что отныне уже не феодальная аристократия и не монастыри с их конной стражей, а купцы с их туго набитыми кошельками становятся истинной опорой королевской власти. Во внешности городов эта перемена сказывается прежде всего в том, что теперь гражданские постройки начинают преобладать над церковными. В это время создается типичная форма буржуазного дома. Самое местоположение этих домов, прочно и основательно достроенных, широко раскинувшихся среди скромных домиков ремесленников и мелких землевладельцев, настойчиво выставляло напоказ всем богатство своих владельцев. В больших торговых и денежных метрополиях на перекрестках мировой торговли, где золото текло особенно мощными потоками, а именно  — в таких городах, как Венеция, Флоренция, Генуя, Пиза, Сиена, Любек, Нюрнберг, Аугсбург, Амстердам, Брюгге и т. д., — дама богатых купцов и капиталистов превратились в настоящие дворцы. Наряду с пышными жилищами богачей возникают огромные склады, амбары, здания цеховых собраний ремесленников, а особенно  — величественные и пышные ратуши, в архитектуре которых буржуазия, достигшая политической власти, могла проявить свое могущество с неотразимой убедительностью для всего мира.

Нек-рые из наиболее крупных соборов были, однако, заложены и построены в течение 14—16 вв. Но теперь уже их созидателем является город, а не церковь. Своеобразноймонументальностью форм ратуши или еще более внушающей почтение высотой церковных и соборных башен строители возвещали всему миру, что сундуки буржуазии данного города ломятся от переполняющего их золота. И еще в наши дни эти здания свидетельствуют о колоссальности того богатства, которое находилось в руках новых правящих классов. Там, где допускали обстоятельства, перед рядом домов и перед ратушами разбивались просторные площади. На площадях иногда красовались пышные колодцы. Уличные настилки из бревен заменяются каменными мостовыми.

В некоторых городах даже делали попытки провести канализацию. Города обносятся прочными крепостными стенами, расчлененными архитектонически сильно укрепленными башнями (сохранились до сих пор в Сиене, Пизе, Люцерне, Нюрнберге, Нордлингене и других городах). Внешнее благоустройство городов Зап. Европы, разумеется, лишь в немногих случаях выдерживает сравнение с современным их состоянием (особенно в отношении санитарном). Так, в большинстве случаев в городах имелись лишь колодцы и не было водопроводов, и с водой приходилось обращаться очень экономно. Лишь в очень немногих домах были устроены отхожие места — мужчины, женщины и дети отправляли свои естественные потребности на улицах и в закоулках, а всякие отбросы и нечистоты из домов просто выбрасывались наружу и лежали до тех пор, пока их не убирали городские сторожа.

Если в домах имелись выгребные ямы, то часто в течение многих лет они не очищались. Куры, ч утки, свиньи свободно бродили почти по всем улицам. Улицы, площади и мосты по вечерам освещались в городах очень слабо. Лишь более развитое хозяйство впоследствии ввело все те меры благоустройства, без которых мы не представляем себе теперь городской жизни.

III. Уклад жизни.

Пышная и в то же время прочная обстановка домов буржуазии была показателем все возраставшего богатства и значения этого класса. Полы были застланы коврами.

Мягкие удобные постели заменяли прежние простые скамьи. Столы, стулья, шкафы и сундуки, наполнявшие комнаты, украшались тонкой искусной резьбой; на севере вошли в употребление огромные изразцовые печи.

Столовая посуда стала изготовляться из более дорогих материалов; обычные прежде деревянные тарелки и глиняные сосуды заменились оловянными тарелками и медными чашами и кувшинами; богачи пользовались и серебряной, а в торжественных случаях  — даже золотой посудой. В среде буржуазии исчезает обычай есть всем из одного блюда; кроме того, увеличилось количество подаваемых ежедневно кушаний, и приготовление их стало более разнообразным. Начиная с 15 в., постепенно входит в употребление рубашка как часть одежды. До того времени было принято ложиться спать нагишом в общей для жителей всего дома комнате; теперь появляются отдельные спальни. Костюмы этого времени необычайно