Страница:БСЭ-1 Том 12. Воден - Волховстрой (1928).pdf/309

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

рабов в древнем Риме (восстание Спартака), крестьянские В. — восстания в Англии, Франции и Германии. Но наряду с этими история дала гражданские В., в к-рых класс, представлявший более высокие хозяйственные и социальные формы, противостоял классу, экономически и социально более отсталому. Такова была гражданская война в Америке, — война между двумя крылами буржуазии, из коих одно, базировавшееся на крупном плантационном1 землевладении и невольничьем труде, стояло крупнейшим препятствием на пути индустриализации Соед. Штатов, отстаивавшейся др. крылом.

Наиболее высоким и прогрессивным типом гражданской В. является, однако, гражданская В. революции — В., которая сама есть революция. В сущности, за исключением В. Кромвеля, таких В. — революций в прошлой истории не было, т. к. все гражданские В., к-рые вела революция, начаты были побежденной реакцией, и революция вовлекалась в них в качестве обороняющейся стороны (напр., Парижская Коммуна). Гражданская В. как активная форма революции была фактически провозглашена впервые Лениным во время империалистской войны, в качестве программы действий, и была, действительно, проведена в Октябрьские и последующие дни в виде вооруженной борьбы с вооруженными силами Временного правительства в главных центрах страны.

Основной отличительной чертой такой гражданской В. является инициатива революции, выступающей в этой специфической форме на борьбу за захват власти. Эта форма стала возможной лишь потому, что революция была связана с внешней войной, создавшей вооруженные силы не только на стороне существующей власти, но и на той, к-рая стремилась к ее свержению. Не подлежит сомнению, что и революционно-гражданская В., подобно революционно-внешней В., будет в нашу эпоху социальных потрясений явлением более частым, чем в прошлом, сопровождая или вырастая из империалистских В., вырисовывающихся уже в контуре в наши дни. Молено быть уверенным, что и на ближайшем отрезке времени встретятся войны самого разнообразного типа.

Наряду с отсталыми типами В., вроде завоевательных (на Среднем Востоке), возможны, с одной стороны, В. национальные (на Балканах) и национально-освободительные (в Китае и вообще в полуколониальных и колониальных странах), а с другой, В. колониальные (на вост, побережьи Африки и Аравии) и даже диверсионные (со стороны правительств, пришедших к власти путем государственного переворота и не имеющих определенной социальной базы). Но характерными для ближайшей эпохи будут не эти В., а В., с одной стороны, империалистские, продиктованные соперничеством держав между собой за источники сырья, за торговое господство, за финансовые рынки, а с другой, В. интервенционистские, направленные против СССР, и, переплетаясь с ними. В. гражданские и В. революционные в развитие того революционного положения, которое будет создаваться в различных капиталистических странах в результате во 576

влечения народных масс в новые бойни.

Это будут, несомненно, длительные и ожесточенные В., которые могут растянуться на долгие годы, но они будут и последними в истории, т. к. приведут к победе революции повсюду, где есть промышленный пролетариат и эксплоатируемое и угнетаемое крестьянство. Только после окончательной победы пролетариата В. исчезнут из человеческой истории, т. к. история перестанет быть историей классов и классовой борьбы. С ними прекратится царство насилия вообще, включая и революции: их заменят, как говорил Маркс, «социальные эволюции».

Лит,: Систематических марксистских трудов по

социологии В. нет. Имеется: несколько ценных страниц уФ. Энге льса в его «Анти-Дюринге» (ч. 2, гл. III), в исторических работах Маркса; затем интересная ст. Д. Б. Рязанова «Война и марксизм», небольшая, но содержательная ст. Б. И. Горева под загл. «Война как социальное явление» в сборнике «Война и военное искусство в свете исторического материализма», М., 1927, и отдельные, отрывочные замечания у К. Каутского в его недавно вышедшем двухтомном труде: «Die materialistische Geschichtsauffassung», Berlin, 1927. Известные статьи Ф. Меринга, собранные и изданные в русском переводе под заглавием «Очерки по истории В. и военного искусства», изд. «Пролетарий», Харьков, 1925, имеют дело не с социологией В., а с историей развития военного искусства. О( войнах нашего времени — империалистских и гражданских  — исчерпывающе говорится уЛенина («Империализм» и другие статьи в XIII т., М., 1925) и у Г. Зиновьева («Война и кризис социализма», П., 19 20). Зато имеется великое множество работ по социологии войны у немарксистских социологов. Кроме известного сочинения Klausewitz К., Vom Kriege, 13 Aufl., В. und Lpz., 1918, следует упомянуть: Штейнметц Р., Философия войны, П., 1915; Letourneau Ch., La guerre dans les diverses races humaines, P., 1895; Lagorgette J., Le rOle de la guerre, P., 1906 (обильный материал); Lacombe P., La guerre et I’homme, P., 1903; Прудон П. Ж., Война и мир, Москва, 1864; Kessler, gdn., La guerre, P., 1912; Nikolai G. F., Die Biologie des Krieges, Zurich, 1919. ф, Ротгитейн.

II; Война как проблема вооруженной борьбы.

Эволюция форм войны. «Ничто так не зависит от экономических условий, как именно армия и флот» (Энгельс), — эти основные средства войны. Формы, войны развиваются в полном соответствии с ростом производительных сил.

«Предпосылкой каждого нового усовершенствования в ведении войны должны быть также новые производительные силы» (Энгельс).

«Изобретение улучшенного оружия и изменение солдатского материала» позволяют творить новые формы войны. Это взаимодополняющее влияние развития техники и социальных факторов изменяло и изменяет как виды вооруженных сил, так и характер и природу В., формы питания В. и т. д.

От периода «вооруженной общины», периода варварства, В. переходит через эпоху феодализма с характерным для него огромным разнообразием войсковых формирований, через период наемных армий к эпохе буржуазной революции, когда асоциальная и политическая эмансипация буржуазии и мелкого крестьянства» создала массовые армии, или т. н. «вооруженный народ» (см. Армия). Капитализм влечет за собой громадное развитие милитаризма. В эпоху империализма вооружения и В. становятся небывало грандиозными. Сухопутные силы соперничают в развитии с воздушным и морским