Страница:БСЭ-1 Том 12. Воден - Волховстрой (1928).pdf/315

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

совершенно новые формы. Наступательные операции, к-рые проводились в местности с населением, сочувственно относящимся к Советской власти, обычно давали совершенно неожиданный эффект. Армии не только не таяли, несмотря на потери убитыми, ранеными и больными, но, наоборот, возрастали в своей численности. А между тем, убыль больными от сыпного тифа зимой и дизентерии летом достигала громадных размеров. Этот рост победоносных вооруженных сил происходил на, всех фронтах — на Урале, в Сибири, в Белоруссии и т. д. — путем добровольных пополнений из местных рабочих и крестьянской бедноты и даже за счет солдат белогвардейских армий, главн. обр., крестьян, разуверившихся на опыте в правительстве белых и понявших их истинную классовую сущность. Такие факты нарастания людских ресурсов мы отмечаем неоднократно в истории гражданской В.

Однако, бывали условия, например, на Западном фронте в 1919—1920, когда вся совокупность социально-политической обстановки заставляла Красную армию переживать тяжелое напряжение и когда признаки истощения сказывались очень серьезно.

Во всяком случае, в общем можно утверждать, что в гражданской В. рабочий класс относительно легко подчиняет своей власти громаднейшие территории и, создавая органы классовой революционной власти, тем самым закрепляет за собою обеспеченный тыл, за исключением лишь некоторых, особо враждебных районов. Этот тыл в крестьянской стране, в период социалистической революции, хотя и подвергался постоянным колебания^, все же поддавался довольно быстро политической обработке. В. с белополяками в 1920 поставила Красную армию перед задачами, значительно более сложными и трудными, связанными с переносом В. на другую национальную территорию.

Интернациональные и классовые, цели гражданской войны сталкивались с национальными настроениями не только польского крестьянства, но частью и рабочего класса, шедшего за социал-предательскими партиями. Только что происшедшее создание польского государства и длительный гнет царизма, зачастую соединявшийся в представлении польского крестьянства со всем «русским», создали социальную среду, в значительной степени враждебную Красной армии и ее лозунгам. Однако, и здесь, несмотря на целый ряд неблагоприятных факторов, впервые проявились характерные признаки революционной В. пролетарского государства. Эти признаки мы видели и в Белоруссии, и в Зап. Украине, и в пределах самой Польши. В этой войне можно найти черты для определения характера будущих революционных войн.

Завоевательные и оборонительные В. В зависимости от целей и хода В. по отношению к территории, В. могут быть завоевательными и оборонительными, а также могут объединять обе формы В. — завоевание и оборону. Завоевательные войны, особенно характерные для империалистского государства, создают для государства весьма большие трудности и сопряже 588

ны с громадным риском. Необходимо разбить армию противника, надо оккупировать занятые территории, преодолеть национальную ненависть населения занятых областей, восстановить разрушенные пути сообщения, поддержать свои вооруженные силы на необходимом уровне, при громадной убыли людского состава и материальных ресурсов, в условиях обострения классовой борьбы внутри страны, и, несмотря на все эти затруднения, быть готовым к тому, чтобы в центре жизненных интересов неприятельской страны одержать над врагом окончательную победу. Насколько трудны условия завоевания, мы видим на многих примерах прошлого и современности. Победоносное шествие германской армии к Парижу в 1870 создало для нее очень тяжелое положение уже под стенами Парижа. Оккупация германскими войсками Украины в 1918, несмотря на ряд бдагоприятн. моментов, отвлекла их громадные силы для обеспечения тыла, что отрицательно сказалось на дальнейшем ведении войны. Оккупация японскими войсками Дальневосточной Сибири в 1921 оказалась им не под силу. Оккупация испанцами и французами Марокко представляла и представляет собою колоссальные трудности.

Оккупация относительно облегчается тогда, когда страна, подвергшаяся завоеванию, переживает острые классовые или национальные противоречия, как, напр., оккупация Польши и Прибалтики немцами во время империалистской В., оккупация Японией Маньчжурии и т. п.

Однако, все эти затруднения в завоевательной деятельности империализма не могут иметь решающего значения. Без новых переделов мира империализм не может существовать, «ибо, — как говорил Ленин, — капиталистам теперь не только есть из-за чего воевать, но и нельзя не воевать, если хотеть сохранить капитализм, ибо без насильственного передела колоний новые империалистские страны не могут получить тех привилегий, к-рыми пользуются более старые (и менее сильные) империалистские державы». При этом вооруженные силы не могут не быть решительно брошены в дело для быстрейшего достижения целей В., ибо «издержки В. делают это нужным» (Энгельс).

Сопротивление социальной среды оккупирован. районов, истощение вооруженных сил в целом ряде случаев, при разумно построенном плане, при хорошей организации оккупации, может компенсироваться приобретением новых материальных, а иногда даже людских ресурсов.

Ведя оборонительную В. на собственной территории, государство иногда может рассчитывать на поддержку в той или другой форме нейтральных стран, не заинтересо^ванных в дальнейшем усилении противной стороны. Вооруженные силы даже при активном способе действий могут не подвергать себя риску отрыва от коммуникаций или их растяжки. Снабжение и укомплектование значительно облегчаются. Широкие массы населения с бблыпим убеждением возьмутся за оружие для защиты своей территории, чем для завоевания чужой, и т. д. Однако, в