Страница:БСЭ-1 Том 13. Волчанка - Высшая (1929).pdf/32

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

французским королем Карлом VII в 1448, в противовес войскам феодалов. Лучники назывались «вольными» (francs-archers), т. к. были освобождены от налогов. При Людовике XI были упразднены. В. с., франтиреры, появляются во Франции в войну 1814—15: их формируют с целью поднять народную борьбу с неприятельским нашествием. К таким же формированиям прибегло правительство Национальной обороны в 1870—71, после разгрома императорских армий. Отряды В. с., действовавшие под командой выборных начальников, вели партизанскую войну в тылах противника. Желая в корне подавить начинавшуюся народную войну, германское командование не признавало за франтирерами права воюющей стороны и беспощадно расстреливало всех захваченных. В начале империалистской войны немцы называли иногда «франтирерами» жителей Бельгии и Северной Франции, захваченных с оружием в руках.

Лит.: De la Barre Duparcq E., Histoire de l’art de la guerre, P., 1864; Jähns M„ Heeres-Verfassungen und Völkerleben, В., 1885; «Der Deutsch-Französische Krieg 1870—71». red. v. d. Kriegsgeschichtlichen Abt. d. Grossen Generalstabes, Berlin, 1872—81.

ВОЛЬНЫЕ ТЕРРИТОРИИ, см. Вольная га вань.

ВОЛЬНЫЕ ХЛЕБОПАШЦЫ, илисвободные хлебопашцы, крестьяне, освобожденные от крепостной зависимости по указу 20 февр. 1803. Новый закон возник по предложению гр. С. П. Румянцева и разрешал помещикам отпускать своих крепостных на волю по одиночке или целыми селениями с земельн. наделами на условиях, установленных по взаимному соглашению обеих сторон; заключенный при этом договор утверждался императором, а крестьяне становились «свободными („вольными**, как обычно принято в литерат.) хлебопашцами»; при невыполнении условий договора они возвращались в крепостное состояние. В указе были ссылки и на выгоды для помещиков и всего государственного хозяйства и на старые законы в оправдание того, что ничего особенно нового указ не содержит; применение закона было обставлено рядом формальностей, требовавших затраты и времени и средств. Однако, указ вызвал большое негодование среди помещиков. В ближайшие годы по издании указа на основании его было заключено несколько сделок (при чем крестьяне платили до 500 р. с души, тогда как спустя полстолетие ценность помещичьих имений со всеми постройками и землей, разложенная на число крепостных душ, не превышала 200—300 р. на душу), а всего в царствование Александра I было заключено 160 сделок при общем числе освобожденных в 47 т. душ мужского пола; размер выкупа, в среднем, был равен 396 р. ассигнациями (около 100 р. серебром). Николай I был недоволен указом; он неохотно соглашался на его применение, и самое название «свободные хлебопашцы» было изменено в «государственных крестьян, водворенных на собственных землях».

Лит.: Текст указа в «Полном собрании законов», т. XXVII, № 20.620 (перепечатан в «Памятниках истории крестьян 14—19 вв.», под ред. А. Э. Вормса, Ю. В. Готье, А. А. Кизеветтера и А. И. Яковлева, издание П. П. Клочкова, Москва, 1910).ВОЛЬНЫЙ СТИХ. Вольные стихи состоят из неравносложных ритмических отрезков (строк), сочетаемых в свободной последовательности. Русские В. с. еиллаботоничны, т. е. в своем построении исходят не только из чередования неравных по числу слогов ритмических отрезков, но и учитывают расстановку ударений на заранее фиксированных местах, т. е. (условно) строятся из простейших ритмических единиц — стоп.

За немногими исключениями стопа В. с.

(русских) — ямб (см.). Рифма входит в число канонических признаков В. с. как отмечающая границы стихового членения (концы отдельных строк). Отдельные попытки нерифмованных В. с. хотя и имели место (напр., у Жуковского), но не подучили развития. Число слогов В. с. от 2 до 13; стихи из одного слога или превышающие 13 встречаются в виде исключений: так, в «Горе от ума» Грибоедова лишь 4 односложных стиха и ни одного свыше 13 слогов; в баснях Крылова не встречаются ни те, ни другие. Сфера, применения В. с. — басня, эпиграмма, драма и повествование. Интонация их чисто «сказовая», резко отличная от «напева» подлинной лирики и сближающая их с прозаической речью. Enjambement (синтаксический перенос части предложения из одного стиха в следующий) встречается крайне редко: стих не только равенствует предложению % но и определяется им. Рифма отсекает друг от друга ритмические отрезки, совпадающие' с отдельными предложениями или обособленными их частями. Она звучит отчетливо, даже на расстоянии 4—6 стихов (излюбленный прием вольного стиха) и семантически очень полновесна.

Появляются В. с. в России под влиянием западной литературы — в частности, французской (Лафонтен) и немецкой (Геллерт).

Впервые встречаются они у Сумарокова и его современников. Необыкновенная гибкость, динамичность сказа В. с. и разнообразие композиционных возможностей предопределили развитие В. с. в произведениях, со смысловой установкой: дидактике, мелком и крупном повествовании и даже драме.

Вторая половина 18 в. дает разнообразные образцы техники В. с. Но все же соотношения числа разностопных стихов остаются, б. или м. устойчивыми, давая преобладание 6  — стопному ямбу, а за ним 4  — и 3  — стопному.

Конец 18 в. дает «Душеньку» Богдановича, к-рая четко выявляет контуры «канонических» В. с. и для 19 в. На рубеже столетия спадает дидактическая волна в русской поэзии. Послание переходит к 4  — стопному и 6  — стопному ямбу. Басню, после ряда мастерских разработок предшествующих поэтов^ блестяще завершает Крылов, стих к-рого, приобретает строгость и скупость оформления поистине классическую. Грибоедов виртуозно пользуется богатством и динамичностью В. с. для своей комедии «Горе от ума». Но после расцвета в начале 19 века, наступает снижение интереса к В. с. Лишь в наши дни наблюдается возрождение В. с. в поэзии Д. Бедного, смысловая дидактич. установка к-рой оказалась решающей в выборе формы, как и полтора столетия назад. — Специальных работ о В. с. не имеется..