Страница:БСЭ-1 Том 14. Высшее - Гейлинкс (1929).pdf/129

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Выгодность издания Г. привлекает в эту область крупные, конкурирующие между собой капиталы, и вопрос об удержании миллионных тиражей и о дальнейшем их увеличении становится вопросом жизни данной Г. Борьба за наживу заставляет, с одной стороны, давать обильную, в общем очень дорого стоящую информацию, с другой  — стремиться выпускать Г. быстрее, чем их печатают конкуренты, и притом от выпуска один раз в день переходить к экстренным выпускам, а затем и к изданию нескольких номеров в течение дня. В результате — Г. доходят до крупных размеров, превышающих, особенно в праздничных номерах (в Америке) сотню страниц, продаются дешевле стоимости бумаги и требуют для их выпуска в свет оборудования неслыханных во время Французской революции по размерам и технике производственных баз.

Поэтому гигантское развитие полиграфии в течение 19 в. прошло под давлением растущих настоятельных требований, предъявляемых именно газетным делом. Все крупные изобретения в этой области не только используются в первую очередь в странах с наибольшим развитием капитализма и, следовательно, газетного дела, но и появляются именно в этих странах: в первой половине 19 века — в Германии, Франции и Англии, во второй — в Америке. Вначале, в связи с неизбежностью печатания Г. на тискальном станке, во Франции же изобретается стереотип, т. е. отлитая из типографского металла (см. Гартблей) копия с набора; изготовив несколько таких копий, можно было печатать один номер газеты на нескольких печатных станках. Огромным шагом вперед было изобретение плоской скоропечатной машины, впервые (29/XI 1814) примененной крупнейшей лондонской Г.«Таймс» («Times») (машина, изобретенная немцами Кёнигом и Бауером). В дальнейшем мы видим не только быстрое распространение скоропечатных машин в Европе и Америке, но и устройство в них по нескольку (до четырех) цилиндров для накладывания бумаги.

Таким образом добиваются возможности печатания на одной машине до 3 т. экз. (считая с оборотом) в час. Однако, тиражи Г. растут и приводят во 2-й половине 19 в. к изобретению в Соед. Штатах Сев. Америки ротационных машин (Уильям Беллок в Нью Йорке, 1860), в к-рых печатная форма помещается не на плоском талере, а на цилиндрах, при чем скорость движения цилиндров и число их в машине могут быть очень велики и дают возможность одновременно, при одном обороте машины, печатать Г. в десятки больших страниц, притом — с громадной скоростью, до 20 т. оборотов в час (см. Ротационная машина). Конечно, в эти машины введен ряд приспособлений, помогающих их безостановочному движению; бумага подается не в виде плоских листов, а с бесконечных катушек, при чем машина по отпечатании режет ленту бумаги по размеру газеты; готовые Г. в сложенном виде механически подходят на транспортеры, переносящие их в экспедицию. В последние годы наиболее крупные печатные машины, подлинные гиганты полиграфтехники, строятсяименно для печатания Г., при чем соединение ряда машин в один аггрегат, печатающий до 144 страниц формата «Рабочей Газеты» одновременно, дает возможность оборудования типографии для любого миллионного тиража.

Если в области печатания полиграфия под давлением требований газетного дела проделала громадный путь в короткое время, то в деле изготовления форм для печати (текст и рисунки) мы видим во второй половине 19 в. тоже полную революцию. До этого времени набор исполнялся исключительно вручную, из типографских касс, при чем в час ручной наборщик мог набрать не более 1.500 букв; в 1885 Оттмар Мергенталер, а в 1896 Роджерс и Брайт изобретают — опять-таки в Америке — наборные машины (см.): первый  — «Линотип», вторые  — «Типограф», при чем «Линотип» дает возможность набирать до 8 т. букв в час (см. Наборные машины). Современные крупные и средние по тиражу Г. немыслимы без применения этого механизированного набора, и некоторые газетные типографии имеют по нескольку десятков «Линотипов». Последние модели наборных машин дают возможность набирать не только основные тексты, но и все заголовки статей, объявления и пр., совершенно устраняя необходимость в ручном наборе газет.

Наконец, в области воспроизведения рисунков к услугам Г. начала 19 в. были только медленная гравюра (см.) на дереве (ксилография) и мало подходящая гравюра на меди, позже — гравюра на стали; но изобретение фотографии привело к ее применению для нужд печатания не только в смысле использования фотоснимков для их воспроизведения в Г., но и в смысле приспособления фотографии к изготовлению печатных форм, в виде цинкографии (см.), появившейся в последней четверти 19 в. и вытеснившей на задний план все другие виды изготовления печатных форм и рисунков. Нек-рые химические свойства альбуминных (белковых) светочувствительных составов дают возможность, после фотоперевода с негатива на покрытую такими составами цинковую или медную пластинку, травить последнюю кислотами и в течение часа — двух получать отличную копию с фотографии, готовую для печатания в крупных тиражах. — Те же, в первую очередь, потребности газетной техники привели к развитию стереотипного дела (см. Стереотип): если в начале 19 в. довольствовались снятием с набора хрупкой гипсовой матрицы, в к-рую отливали один стереотип, то в наст, время появились мощные электропрессы, позволяющие с чрезвычайной быстротой в течение одной минуты делать эластичные картонные матрицы, выдерживающие отливку в них около 20 стереотипов на автоматических аппаратах, дающих в течение одной минуты вполне готовый к печати стереотип.

Общая тенденция полиграфии, под давлением газетных нужд, — свести все процессы оформления Г. до кратчайшего срока; потеря нескольких лишних минут в изготовлении очередного номера ведет к опозданию выпуска и уменьшению тиража, уменыпе-