Страница:БСЭ-1 Том 15. Гейльброн - Германия (1929)-1.pdf/135

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

прохладнее, чем в поле. Древесные кроны задерживают около четверти выпадающих над лесом осадков. Снег в лесу держится значительно дольше. Скорость ветра заметно меньше. Словом, в лесу климат значительно отличается от того климата, который получился бы в том же месте, если бы вырубить лес. Влияние ландшафта на почвенный покров давно учтено нашими почвоведами и прежде всего В. В. Докучаевым. Почвоведы считают рельеф, материнскую породу, климат, растительность и животный мир за «почвообразовател ей». Ландшафт влияет и на формы рельефа: вспомним, насколько своеобразен рельеф в пустынях, в снежных областях высоких гор, в тундре и т. д. Не приходится распространяться о значении ландшафта для организмов. Словом, в данном ландшафте мы видим полное приспособление всех его элементов друг к другу. Можно сказать, что в каждом ландшафте части обусловливают целое, а целое влияет на все части. Если мы изменим одну какую-нибудь часть ландшафта, то изменится весь ландшафт. Так, распашка степей не только нарушает почвенный покров и уничтожает естественную степную растительность, но влияет на режим грунтовых вод, на распределение снегового покрова, на микроклимат, на характер эрозии и вместе с тем на рельеф.

Из сказанного видно, что ландшафт, как и все в природе, не есть нечто неизменное.

Смены ландшафтов бывают двух типов: обратимые и необратимые. К числу обратимых смен относятся сезонные изменения в природе: весеннее зацветание растений, появление листвы у деревьев, разлитие рек, отцветание растений, опадение листвы, появление снегового покрова, замерзание водоемов и проч. Эти циклические процессы не вносят в сущности ничего нового в установившийся порядок вещей. Иначе реагируют ландшафты на катастрофические события в природе: землетрясения, вулканические извержения, необычайные разлития рек или засухи, пожары от молний, нашествия вредных насекомых, грызунов, деятельность человека (если только последняя не превосходит известных пределов). Но и после этих событий ландшафт сам собою восстанавливается приблизительно до состояния, бывшего до катастрофы. Так, если в еловом лесу произвести вырубку, то на месте хвойного леса сначала вырастает березняк или осинник, но с течением времени ель вытеснит лиственные породы. — Другой тип смен ландшафта относится к необратимым, или про грессив н ы м. При этом возврата к прежнему состоянию не происходит: изменения идут в одну сторону, в определенном направлении. Этого рода смены наступают при наличии постоянных, односторонних изменений в географической обстановке: при прогрессивном изменении климата, при изменениях земной поверхности от поднятий и опусканий, трансгрессий и регрессий моря, надвигания и отступания ледяного покрова, от работы рек, льда, морского прибоя, организмов, от продолжительной деятельности человека. Так, озера постепенно заносятся осадками, зарастают растительностью и превращаются в болота.

Грунты выщелачиваются. Реки насыпают в своих устьях дельты. Лес надвигается на степь, и т. п. После человека, изменения климата оказывают самое мощное влияние на смену ландшафтов.

Сходные ландшафты можно сгруппировать в ландшафтные зоны, которые имеют приблизительно широтное простирание.

В Сев. полушарии, начиная с С., мы. различаем на низинах суши следующие ландшафтные зоны: тундр, лесов холодно-умеренного климата, лесостепи, степей, полупустынь, пустынь умеренного климата, средиземноморских стран, лесов тепло-умеренного (субтропического) климата, субтропических степей, тропических пустынь, тропической лесостепи (саванн), тропических влажных лесов.Помимо того, горные ландшафты, равно как и подводные, можно разбить на ряд зон.

Выделив ландшафтную зону или, еще лучше, отдельный географический ландшафт, мы оказываемся в состоянии обнять немногими словами множество вещей. Благодаря этому, многообразие сразу упорядочивается, его легче запомнить и, стало быть, легче ориентироваться в нем.

Ландшафт можно разбить на еще более мелкие подразделения, или районы. Район приблизительно можно сопоставить с видом в систематической ботанике или зоологии, ландшафт соответствует роду, а ландшафтная зона  — семейству. При описании географического ландшафта следует поступать так же, как при описании любой другой систематической единицы: растения или животного, сообщества растений, сообщества животных, биоценоза, общества людей, т. е. необходимо описать признаки (элементы) ландшафта, его границы, воздействие внешней среды на ландшафт и ландшафта на среду, отношение к другим ландшафтам той же зоны, историю развития и смену ландшафтов. Образцом для географии ландшафтов может служить учение о растительных сообществах (фитосоциология), прекрасно разработанное русскими ботанико-географами Пачоским, Морозовым, Сукачевым, Алехиным и др.

Гетнер считает (1927), что учение о ландшафтах есть не что иное как «обычное страноведение». Однако, только положив в основу изучение естественных единиц, каковы ландшафты, Г. превращается в истинную науку; между тем, «страны», которыми обычно занимается страноведение (государства, их административн. подразделения и колонии), суть искусственно выделенные комплексы, лишенные как правило естественных границ.

С географической точки зрения — страна есть цельный комплекс географических ландшафтов, взятый в их естественных границах. Так, Швеция и Норвегия — не страны, а государства, а Скандинавия  — страна. В этом же смысле Кавказ  — страна, хотя и распадающаяся на ряд республик, а СССР — не страна, а комплекс стран — таких, как, напр., Украина, Якутия, Кавказ, Забайкалье и др.; в свою очередь Украина, Якутия, Кавказ и Забайкалье распадаются на ряд географических ландшафтов. Страноведение, построенное по государствам, — это уже политическая география, в основе которой лежат не столько географические, сколько геополитические принципы.

Разделение Г., понимаемой как учение о ландшафтах, вытекает из понятия об элементах ландшафта. К таковым относятся: рельеф, вбды, климат, растительность, животный мир, почвенный покров, сообщества человека и произведения его хозяйства и культуры. При этом следует иметь в виду, что Г. описывает все эти составные части ландшафта не как нечто самодовлеющее, а как нити единой, общей ткани, как элементы ландшафта. Изучение рельефа и вод составляет задачу особых дисциплин, геоморфологии и гидрологии; географ же лишь пользуется данными сейчас названных дисциплин постольку, поскольку необходимо осветить роль устройства поверхности и вод в ландшафте; соответственные отделы можно назвать географией рельефа и географией вод (гидрогеографией). Прочие элементы ландшафта составляют предмет следующих отделов Г.: климат — к л им атолог ии, растительность  — фитог рографиии фитосоциологии