Страница:БСЭ-1 Том 15. Гейльброн - Германия (1929)-1.pdf/143

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

резко выделяются своей точностью и полнотой появившиеся в 13 в. у итальянских моряков морские компасн. карты, т. н. «портолапы». 14 и 15 вв. были эпохой расцвета мореплавания и кораблестроения в ряде средиземноморских стран, особенно в Венеции и Генуе, и подготовили возможность дальних океанских плаваний.

География нового времени. Началом Г. нового времени следует считать «эпоху великих открытий» во второй половине 15 и первой  — 16 вв., когда за сравнительно короткое время дальние морские плавания и связанные с ними географические открытия охватили уже весь земной шар (см. Испания, Португалия).

Толчок к географическим открытиям дали поиски морского пути в Индию и Китай.

Прежние сухопутные связи Европы с Дальним Востоком нарушаются захватом турками в середине 15 в. Передней Азии. Торговый капитал средиземноморских стран, лишившись посредничества арабов, приносившего колоссальные выгоды торговле с В., был поставлен перед необходимостью искать новые пути в Индию. Индия влекла, гл. обр., своими пряностями, к-рые тогда ценились на вес золота, и дорогими тогда бумажными тканями, Китай — своим шелком.

Португальцы стали искать морского пути в Индию вокруг Африки. После ряда неудачных попыток, Васко да Гама (см.) в 1498 первый обошел кругом Африки, пересек Индийский океан и нашел морской путь в Индию из Европы. Но еще до открытия португальцами морского пути в Индию испанцы, искавшие пути туда через Атлантический океан, совершенно неожиданно открыли целый новый мир. Генуэзец Христофор Колумб (см.), рассчитывая, согласно картам того времени, что восточные берега Азии находятся не более, чем в 120 градусах от Европы, рискнул во главе 3 испанских кораблей пересечь Атлантический океан и в 1492 открыл новые о-ва и земли в Мексиканском заливе и Караибском море, омывающих берега центральной части американского материка. Он так и умер в убеждении, что открыл Индию, и память об этой ошибке сохранилась до наших дней в названиях «Вест-Индия» и «индейцы». Северная Америка была открыта в 1497 находившимся на английской службе генуэзцем Каботом, который, стремясь проникнуть западным путем в Китай, натолкнулся на Ньюфаундленд и Лабрадор.

Тихий океан в поисках Индии впервые пересек в 1520 португалец Магеллан, а единственный из вернувшихся в Испанию кораблей его эскадры совершил первое известное кругосветное плавание (с 1519 по 1522). За путешествием Магеллана последовали другие кругосветные путешествия, которые убедили в шарообразности земли и самых темных приверженцев «св. писания».

Т. о., к середине 16 в. (конец эпохи великих открытий) основные контуры суши могли считаться уже выясненными; оставались неясными лишь очертания северной Евразии и Америки, а также Австралии.

Путешествия эпохи великих географических открытий отразились прежде всего накартах, которые стали значительно правильнее и точнее, тем более, что к этому времени было открыто магнитное отклонение и изобретен лаг. Начал входить в употребление глобус. В связи с изобретением и развитием книгопечатания большое распространение получили описания всей земли, т. н. «космографии»; самые известные из них — Мюнстера (1544), Шёнера и Вальдзе-Мюллера.

Наряду с географическими сведениями эти «космографии» продолжали, однако, распространять и самые нелепые басни о странах и народах, унаследованные от средневековья.

Под влиянием обилия новых географических фактов, принесенных этою эпохой, немецкий ученый начала 17 в. Варениус (см.) найисал первый систематический и полный курс географии, разбив ее на общую и частную (G. generalis et specialis). В общей Г. он рассматривал географ, факты по царствам природы и по методам соответствующих наук, а не по странам. Частная Г. по странам так и осталась ненаписанной. В ту же эпоху немецким ученым Клювером положено было начало исторической Г., т. е. Г. стран и народов в прежние исторические эпохи.

После эпохи великих открытий, когда каждый смелый мореплаватель мог рассчитывать открыть новые земли, расширение географического горизонта пошло медленнее, но зато геогр. описания и связанные с ними измерения и определения стали производиться точнее и детальнее. Это находилось в прямой связи с прогрессом точных наук и техники. В начале 17 в. голландцами впервые применена была для точных геодезических измерений триангуляция. В 1666 Кассини издал астрономические таблицы (эфемериды), облегчавшие измерение долгот.

Улучшены были астрономические трубы и изобретены секстанты. Произведены были с помощью триангуляции первые точные градусные измерения (Пикаром в 1669 и Кассини в 1683—1700). Далее голландцами в обиход были пущены Меркаторские карты.

На картах с этого времени окончательно упрочилась градусная сетка, вместо компасных «роз», с лучами румбов, а север на картах стал помещаться наверху, а не внизу, как это было принято на картах средневековых. Впервые в это время был применен (Паскалем в 1648) барометр для измерения высот гор и началось барометрическое измерение высот. Фаренгейт и Реомюр усовершенствовали термометр; впервые при изучении климата стал применяться гигрометр.

Все эти усовершенствования постепенно придали более научный характер и экспедициям. Первые экспедиции нового времени имели целью найти морской путь в Китай и Индию мимо сев. берегов Евразии (СевероВосточный проход) и сев. берегов Америки (Северо-Западный проход). Благодаря этим экспедициям, были открыты и нанесены на карту к северу от Евразии  — Белое море (Ченслер, 1553), Карское море (участники экспедиции Виллоби — Берроу, 1556), Баренцево море, Шпицберген, Новая Земля (Баренц, 1594), а к северу от Америки  — Баффинова Земля (Фробишер, 1576—78, Баффин, 1616), Девисов пролив (Девис, 1585—87), Гудсонов залив (Гудсон, 1610).