Страница:БСЭ-1 Том 15. Гейльброн - Германия (1929)-1.pdf/80

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

союза моряков допустить делегатов на пароход сорвали попытку Г. и вынудили Ллойд Джорджа грубо дезавуировать его, после чего Г. вышел в отставку. На выборах 1918, которые были проведены под лозунгами крайнего шовинизма, Г., наряду с др. рабочими-пацифистами, провалился, но вновь попал в парламент на дополнительных выборах. Он провалился также на выборах 1923 и 1924, но выбирался позднее на дополнительных выборах. В кабинете Макдональда (1924) Г. занимал пост министра внутренних дел и во время угрозы жел. — дор. забастовки делал приготовления к срыву ее при помощи организованных штрейкбрехеров и белогвардейских организаций. Во второй кабинет Макдональда (июнь 1929) Г. вступил в качестве мин. иностр, дел. Осторожный и спокойный, отличный организатор Г. предпочитает работать в тиши и может похвастать тем, что он создал великолепную партийную и избирательную машину, к-рая надолго обеспечит партии успех на парламентских выборах. Г. является, конечно, ярым врагом коммунистической партии и много содействовал исключению ее из Рабочей партии и из проф. союзов.

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ, распределение языков по «семьям

языков» по признаку родства, т. е. по предполагаемому происхождению их от единого языка-предка, общего «праязыка». Это исконное единство доказывается установлением наличия в этих языках существенно важных сходств структуры (совпадение морфологических элементов, основной части словаря), а также постоянства фонетических соответствий (см. Сравнительное языковедение, Яфетическая теория).

Наличие значительных сходств в словаре и строении нек-рых языковых групп было отмечено европейской лингвистикой уже в 18 в., а отчасти ив 17 в. Однако, понятие «сопринадлежности» лишено еще того содержания, которое позднейшая лингвистика вкладывает в понятие «родства»; сравнение ставит себе целью установить типологические сходства и индивидуальные отличия сравниваемых языков.

Введение понятия «родства» языков тесно связано с достижениями сравнительного метода в области изучения индо-европейских языков, с трудами Боппа и Шлейхера (см.).

При характерной для первой половины 19 в. натуралистической концепции языка стало казаться возможным, посредством сопоставления сходных «языковых организмов», установить их классификацию, происхождение родственных видов от общего предка, восстановить древнейшие уже вымершие формы языка (Шлейхер). Здесь понятие «родства языков» приобретает содержание «биологической, генетической связи», отожествляемой также со «связью племенной, расовой». — В эту эпоху генеалогическая классификация языков отожествляется с классификацией этнической; ее задача — открыть доисторию соответствующих народов.

В новейшей лингвистике, благодаря признанию условности реконструируемых фактов и отказу от отожествления языковых связей с этническими, Г. к. я. принимает все болееформальный характер, не устанавливая ни взаимоотношений эволюции языковых форм с эволюцией форм хозяйственных и общественных, ни взаимоотношения группировок по языку с группировками по прочим культурным признакам. Отсюда в новейшей лингвистике сильное возрождение интереса к типологической классификации языковых явлений, в свое время вытесненной Г. к. я.

(Перечень т. н. семей языков и литературу см. Классификация языков).

ГЕНЕАЛОГИЯ (от греч. genea  — род и logos — учение), в истории, наука, принадлежащая к числу вспомогательных исторических дисциплин и занимающаяся изучением истории родов и составлением родословий. В эпоху средневековья и, гл. обр., после крестовых походов появляются особые сборники, посвященные истории отдельных владетельных родов. С постепенным установлением сословного строя в Зап. Европе появляется необходимость в соответственной регистрации родов, каковая обязанность возлагается на учреждаемые в разных странах герольдии (старейшая из них, английская, существует с 14 в.), преследующие государственные или сословные, но не научные цели. Г. как наука, с ее источниковедением и методологией, выдвигается лишь с конца 18 века; при этом сословный характер объекта ее изучения постепенно утрачивается, и в наст, время в Зап. Европе имеется значительное число исследований, посвященных недворянским родам. Данные, добытые Г., дают значительный материал и для биологических выводов и построений (см. ниже). Главное значение Г. как вспомогательной исторической науки  — помощь в разборе древних документов, в истории имущественных отношений, и т. п.

В России первые частные родословцы появляется с начала 16 века; древнейшим, но в подлиннике не сохранившимся, является «Государев родословец» (1555). С уничтожением местничества в 1682 учреждена была «Родословная палата», на которую возложено было составление общей для всех служилых родов родословной книги, известной под названием «Бархатной» (хранится в Гербовом музее в Ленинграде, издана Н. Новиковым, в 2 ч., М., 1782). Со времени учреждения при сенате герольдмейстерской конторы в 1722 и затем губернских дворянских депутатских собраний в 1785, существовавших до Октябрьской Революции, в архивах названных учреждений скопился значительный материал по родословию дворянских фамилий, по преимуществу двух последних столетий (ныне в составе Центрального исторического архива в Ленинграде и в местных губернских архивных бюро).

Печатные сборники отдельных родословий, составляемые уже с приближением к научным целям, восходят к концу 18  — началу 19 вв. Наиболее значительные — кн. П. Долгорукова («Российская родословная книга», 4 части, СПБ, 1855—57), кн. А. Б. ЛобановаРостовского («Русская родословная книга», 2-е изд., СПБ, 1895), В. В. Руммеля и В. В. Голубцова («Родословный сборник», СПБ, 1886—87) и П. Н. Петрова («История родов русского дворянства», СПБ, 1886).

Но особенное развитие получила Г. с конца 19 века, благодаря основанию двух обществ: 1) Русского генеалогического, в Петербурге (орган его  — «Известия», 4 выпуска, 1900—11), и 2) Историко-родословного, в Москве («Летопись», изд. 1900—15).