Страница:БСЭ-1 Том 15. Гейльброн - Германия (1929)-2.pdf/13

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

из расходящихся  — прекраснейшая гармония. Расходящееся само с собой согласуется: в этом состоит Гераклитова возвращающаяся гармония. — Диалектика единого и многого целиком осуществляется не в отдельных переходах, но во всей совокупности переходных состояний, во всем космосе как едином целом, объединяющем в себе все противоположности.

Знание  — по Г. — относительно: неразумный муж — перед божеством то же, что мальчик перед мужем. Однако, признание относительности человеческого знания отнюдь не приводит Г. к отрицанию объективной истины — реальная действительность существует, и ее можно познать. Подобный же релятивизм, входящий в диалектику как ее часть, характеризует этические и эстетические взгляды Г. Добро и зло — одно; для людей было бы не лучше, если бы желаемое ими осуществлялось. Простые эмпирические факты различных оценок одних и тех же явлений только подкрепляют релятивизм Г.: морская вода — чистейшая и грязнейшая: рыбам она пригодна для питья и целительна, людям же для питья непригодна и вредна.

На фоне этического релятивизма Гераклита отчетливо проступает идеология философааристократа; лучших людей — аристократов он противополагает «презренной» толпе: лучшие люди одно предпочитают всему, вечную славу — преходящим вещам, толпа же насыщается, подобно скоту. Много дурных, мало хороших; один человек для Г. стбит десяти тысяч, если он наилучший, т. е. аристократ. Повиновенье воле одного — таков закон для толпы, всякое возмущение следует гасить скорее, чем пожар. Победившую эфесскую демократию Гераклит осыпает проклятиями за изгнание его друга — аристократа Гермодора.

Вместе с тем, философия Г. в важнейших и основных своих отделах отнюдь не является реакционной идеологией; противоречия переходного времени 6—5 вв. до хр. э. нашли себе отражение и в его мировоззрении, ибо по своим общефилософским взглядам он является прямым продолжателем ионийских натурфилософов, порожденных тем же социальным строем, непримиримым политическим антагонистом которого был эфесец. Более того, его диалектика для античной философии сыграла революционную роль, подобную роли гегелевской диалектики для истории нового времени; сама же эта Гераклитова диалектика выросла на основе его гилозоизма, т. е. примитивного материализма.

(См. Ионийская философия, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Для Фалеса первооснова мира — вода, для Анаксимандра — алейрон, для Анаксимена  — воздух, для Гераклита  — огонь: из него все происходит, в него все разрешается. Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создан никаким богом и никаким человеком, но он всегда был, есть и будет вечно-живым огнем, мерами вспыхивающим и мерами угасающим. Огонь Г. рассматривает в связи с изменениями живого вещества, в связи с его переходными состояниями  — твердым, жидким и газообразным, которые понимаются эфесцем как «тропы» огня.Отвергнув божественное творение космоса, признав его вечно существующим и вечно изменяющимся, Г. естественно пришел к детерминистическому миропониманию: все происходит по необходимости. Диалектический закон развития космоса Г. называет логосом. Хотя этот логос существует вечно, люди не понимают его ни прежде, чем услышат о нем, ни услышав впервые.

Всеобщий логос, который созидает сущее из противоположностей, для своего познания требует применения соответствующ. метода. Природа любит скрываться; мудрость состоит в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно. Следует предпочитать то, что можно увидеть, услышать и изучить.

Вместе с тем, эмпирические факты сами по себе недостаточны, если они изучаются при помощи неправильного метода  — людьми, имеющими грубые психеи. Правильный метод познания должен соответствовать логосу и предполагает вскрытие заложенных в последнем противоречий.

Историческое значение философии Г. громадно; зарождавшаяся европейская наука впервые получила в ней отчетливую, глубоко продуманную, хотя и примитивную, формулировку диалектико-материалистического мировоззрения.

Для истории философии наиболее характерны следующие истолкования Г.: 1) эволюционистическое (Шлейермахер, Целлер, Виндельбанд, Ибервег, Дейсен, Шпенглер, Шустер, Матине, Поль Жане) — центррм всей философии Г. признается учение о потоке как об эволюционном развитии; 2) истолкование физическое, представители к-рого особое значение придают Гераклитовой физике (Бернет, Зибек); 3) истолкование полиморфное, подчеркивающее многосторонность философии Г. (Теодор Гомперц, Шефер, Карл Бапп, А. Маковельский, П. Биз); 4) истолкование теологическое, связывающее Г. с теми или иными религиозными течениями (Гладиш, Пфлейдерер, Тейхмюллер, Таннери, С. Трубецкой, Штёр, Маккиоро), и, наконец, 5) истолкование диалектическое — единственное, вскрывшее действительный смысл философии Гераклита.

Развитие диалектического метода в новое время, естественно, возбудило особый интерес к Г. Диалектик-идеалист Гегель заявил даже, что нет ни одного утверждения Г., которого бы он не принял в свою логику.

Ф. Лассаль посвятил Г. большую двухтомную монографию; правильно выявив диалектический характер мировоззрения Г., Лассаль в то же время ошибочно истолковывает его взгляды в духе гегелевского объективного идеализма. В новейшее время удачное диалектическое истолкование Г. дано в работах итал. исследователя М. Лозакко. В марксистской литературе ссылки на Г. весьма нередки. Маркс и Энгельс указали на диалектический смысл философии Г.; Ленин, примыкая к Марксу, отметил излишнюю растянутость лассалевской монографии, но в то же время высказал пожелание о переводе ее на рус. язык в сокращенном виде; Лениным же указано значение «раздвоения единого» для философии Г.; Пле14*