Страница:БСЭ-1 Том 15. Гейльброн - Германия (1929)-2.pdf/60

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

средней и Сев. Г., где резко сказалось упрощающее влияние протестантизма, особенно сильно отразившееся на характере праздничного платья. Отличительной чертой немецкой крестьянской одежды является употребление тяжелых суконных материй с применением складок как декоративного мотива.

Несмотря на высокое развитие герм. скотоводства и земледелия, старинные черты еще сохранились в сельском хозяйстве. Архаич. приемы имеются даже в с. — х. технике.

Местное крестьянство в гористых местностях Юж. Г. иногда еще употребляет не только рогатый скот в качестве рабочей силы, но и сохраняет средневековый образец плуга, как, напр., старый баюварский плуг-мотыгу. Особенно богат стариной с. — х. ритуал в виде целого ряда обычаев, обрядов, примет и суеверий. Даже виноградарство и плодоводство, где весьма сильно чувствуется римск. влияние как в технике, так и в номенклатуре, сильно обросли старо-германскими аграрными обычаями и суевериями. Только очень новые культуры, как культура картофеля, свободны от этой с. — х. архаики. Эта аграрная религия, тесно связанная с годовым циклом с. — х. работ, является лишь пережитком древне-германской религии с ее богато развитым культом сил природы (см. Германцы, религия). Из этой старинной натуристической религии особенно живы обычаи, связанные с земледельческим календарем, как «обход святого Николая» при зимнем солнцеповороте, весенние праздники с вызыванием дождя, изгнанием зимы, колдовские обряды согнем во время летнего солнцеповорота. Целый ряд старинных черт остался ив социальной жизни немецк. крестьянства. Чрезвычайно любопытны сохранившиеся кое-где союзы парней и девушек, — повидимому, остатки древнего возрастного деления общества. В наст, время эти союзы, особенно живучие в Баварии и прирейнских областях, имеют практическое значение для проведения в жизнь некоторых брачных регулировок, как, напр., деревенской эндогамии.

Цикл жизни человека также связан с рядом своеобразных обычаев и обрядов. Рождение ребенка сопровождается для женщины и ее соседок нек-рыми ритуальными действиями, из к-рых исключены мужчины, что, м. б., является остатком старинного, более резкого полового деления общества. Таков уход соседок за роженицей, женские процессии при крестинах, принимающие при возвращении с крестин даже оргиастический характер.

Очень богат архаикой и свадебный ритуал.

Нек-рые его черты — как кража невесты, появление «дикой» невесты, посещение свадебного пира замаскированными гостями и их угощение — являются несомненно пережитками дохристианского быта. То же самое справедливо и относительно похорон: еще до сих пор сохранился обычай класть некоторым покойникам  — как, напр., женщинам, умершим во время беременности, и детям  — различные предметы в гроб. Интересно отметить, что все эти старинные черты быта более всего сохранились в католических областях Г. Протестантизм оказался гораздо более сильным врагом старины, чем католичество.

Этот факт объясняется тем, что выросший наторгово-капиталистической почве протестантизм, по статистическим вычислениям М. Вебера, до сих пор гораздо более, чем католицизм, связан в современной Германии с развитием капиталистической техники и индустрии, всегда уничтожавших и ломавших уклад жизни предшествовавших хозяйственных формаций.

Очень ярко отразилось хозяйственное развитие Г. на фольклоре. В нем сохранилось много кельтских и даже римских мотивов; но если отвлечься от диалектологических, а также обусловленных географическим окружением различий, то окажется, что герм. народные песни, пословицы, загадки чрезвычайно сходны и по своему содержанию и по оформлению. Местные особенности имеются лишь в сравнительно глухих местностях; некоторое однообразие имеющегося фольклорного материала объясняется сильным развитием обмена и культурных связей по всей территории германских земель.

П. Преображенский.

Лит.: Reuschel К., Deutsche Volkskunde im Grundriss, T. I — II, Leipzig. 1920—24; W a h 1 e E., Vorgeschichte des deutschen Volkes, Lpz., 1924; Meringer R., Das deutsche Haus und sein Hausrat, Lpz., 1906; Kretschmer A., DeutscheVolkstrachten, 2 Aufl., Lpz., 1887—90; Fehrle E., Deutsche Feste und Volksbrauche, Lpz., 1916; «Handworte'rbuch der Staatswissenschaften», В. II, «Bevolkerungswesen», 4 Auflage, Jena, 1924; «Wirtschaft und Statistik», B., 1927,№№ 7, 10, 13, 22, 1928, № 4, 1929, №№ 3, 4.

Экономико-географические районы.

В соответствии с физико-географическим расчленением территории Г., ее можно подразделить на следующие основные группы экономических районов: 1) по преимуществу с. — х. районы Северо-Германской низменности, аграрный характер к-рых убывает по направлению к 3., 2) переходные районы от них к Средне-Германским горам, 3) густо населенные районы Средне-Германских гор с развитой промышленностью, гл. обр. легкого типа; 4) на восточной и западной оконечностях этого пояса лежат 2 района с основными каменноугольными залежами Г. и развитой тяжелой промышленностью — на В. Верхне-Силезская возвышенность, а на 3. Рурский бассейн, наконец, 5) в Юж. Г. находятся аграрно-индустриальные районы, в которых точно так же, как и на С., индустриальные элементы нарастают в общем направлении с В. на 3.

Районы Северо-Германской низменности.

Северо-восточный аграрный район (к В. от Эльбы). В состав его входят: В. Пруссия, Померания, МекленбургШверин, Мекленбург-Стрелиц, Любек; к этому же району можно отнести и несколько более индустриальный Бранденбург, а также оставшиеся в границах Г. части 3. Пруссии и Познани. Особое положение здесь занимает Берлин, экономическое и политическое значение которого выходит далеко за пределы окружающего района. Этот район характеризуется относительно редким населением, сравнительно слабым развитием городской жизни (за вычетом столицы) и ясно выраженным аграрным уклоном хозяйства, признаком чего является высокий % самодеятельного населения, занятого в сельском хозяйстве (см. таблицу на ст. 515—516).