Страница:БСЭ-1 Том 16. Германия - ГИМН (1929).pdf/138

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ГЕРМАНИЯное опытом работы военных лет «качественное различие» мужской и женской работы.

Но в отношении зар. платы различие целиком сохранилось, как видно из следующего сравнения ставок: Ставки в пфенн. в час (на 1/1 1929) Муж.

Жен.* 71—101 28—60 60—91 92—130 62—88 41, 5—58 80—108 56—76

Отрасли труда Металлисты......................

Деревообделочники . . .

Химики .............................

Кожев. изделия...............

Бумажные произ-ва (неквалифицир.) .....

Переплетчики..................

Мукомольное произ-во .

Печатники (вспом.) . . .

64—100, 5 96—117 68, 7—114, 6 89—102

38—59. 5 55—71 37—73, 6 47—58

Это неравенство соблюдается даже в отраелях, в к-рых женский труд искони был преобладающим, как, например, в текстильной.

Средние ставки по текстильной промышленности в 1928 выражались в след, цифрах: Профессии

Прядильщик ....

Прядильщица ....

Ткач.............................

Ткачиха ......................

.

.

.

.

.

.

.

.

Средн, Часовая валовой зарплата недельн. в пфен

зараб. в нигах марках 44, 29 84, 9 55, 5 28, 08 82, 2 42, 09 31, 45 63, 0

По отдельным промышленным районам разница в оплате мужского и женского труда еще резче: в Гладбахе, напр., женские ставки достигают 96% мужских, в Рейхепбахе  — даже 96, 5%, а в Кайзерслаутерне  — всего 64, 7% для ткачих и 55, 8% для прядильщиц. Добиться уравнения ставок с мужскими женщинам удалось только в сукноткацких Ахена и Гладбаха, в шелкоткацких Крефельда, в мастерских точной механики. — Еще более вопиюще несоответствие ставок в производстве мужского белья, где расценки сделаны по нормам женского труда, но мужчинам, выполняющим ту же работу, накидывается 50% «за мужской труд»; такая же накидка в 33х/з% практикуется в производстве галстухов (Берлин), и т. п.

Работницы неоднократно (в частности на Нюрнбергском и на Гамбургском конгрессах профсоюзов) поднимали вопрос о своем «неравноправии»; однако, реформистские вожди свободных союзов не только не поддерживают этих выступлений, но явно противятся установлению равноправия. Внесенная Лимбахским отделом союза текстильщиков на Гамбургский конгресс резолюция, предлагавшая устранить в колдоговорах самую категорию «работницы» и твердо проводить в жизнь лозунг  — «равная оплата за равный труд», была отвергнута конгрессом на том основании, что «мужской труд выше женского». Характерно, что вопросы о женских ставках никогда почти не фигурируют в повестках дня арбитражных учреждений и не являются предметом спора при перезаключениях колдоговоров. В данной области руководители профдвижения открыто идут навстречу интересам предпринимателей, заявивших устами синдика Союза берлинской металлообрабатывающей промышленности, при перезаключении колдоговоров 1929, что рентабельность предприятий базируется на * Равной с мужчинами квалификации.пониженной оплате женщин и касаться этого «базиса рентабельности» нельзя. Даже при повышении ставок женщины получают пропорционально меньшую надбавку: так, напр., по колдоговорам в резиновой промышленности 1929, мужские ставки были повышены во Франкфурте-на-Майне на 4, 8, женские  — на 3, 6%, в Ганновере, соответственно, — на5, 1 и 4, 8% и т. д. — К этому должно добавить, что и рабочий день женщин, в среднем, продолжительнее мужского: из работающих поденно женщин 22, 7% заняты св. 48 час., причем 10, 2% — от 52 до 54 час.; на сдельной оплате  — 33, 8% работниц заняты св. 48 час. в неделю, 10, 6% — от 52 до 54 час., 2, 8% — от 54 до 56 час. и 2, 7% — от 56 до 58 час. в неделю.

Государственные и муниципальные предприятия придерживаются той же «традиции», что и частники: за исключением Бадена, где квалифицированные работницы получают несколько более высокие ставки, чем неквалифицированные рабочие, и рассчитываются лишь на 13% ниже квалифицированных мужчин, во всех остальных государствах и областях квалифицированные работницы получают меньше неквалифицированных рабочих, а ставки квалифицированных превышают их зар. плату на 24—37%.

Детский труд, в условиях рационализации и при наличии ряда охраняющих труд детей и подростков законов, представляет меньшие выгоды, чем достаточно дешевый женский, и поэтому применяется значительно меньше; по сравнению с довоенным временем, отмечается заметное сокращениеприменения труда подростков в крупных рационализированных предприятиях; числоподростков в средних предприятиях также несколько снизилось (до 8% общего числа рабочих), и только мелкие предприятия, в особенности удаленные от непосредственного наблюдения фабричной инспекции, широко эксплоатируют труд подростков (особенно в хлебопекарнях и мясных, где рабочеевремя подростков доводится иногдадо 74 час. в неделю; 10  — часовой день  — явление обычное). Что касается заработной платы, то она не поднимается выше 20—30% ставки взрослого неквалифицированного, а в мелких предприятиях сводится зачастую к нескольким маркам в месяц.

История германской социал-демократии.

Герм. с. — д-тия зародилась как революционная партия рабочего класса Г., а в ходе развития переродилась в буржуазную рабочую партию контр-революции.

От издания «Коммунистического Манифес та» до падения исключительного закона против социалистов. Весной 1847 Маркс и Энгельс примкнули к тайному пропагандистскому обществу «Союз коммунистов», приняли выдающееся участие в работах второго съезда этого Союза и, по его поручению, составили вышедший в феврале 1848 «Манифест коммунистической партии». Этот документ, получивший громадное всемирно-историческое значение, сыграл значительную роль и непосредственно в Германии в 1848. Однако, сколько-нибудь сильной самостоятельн. революционной партии пролетариата в рево-