Страница:БСЭ-1 Том 16. Германия - ГИМН (1929).pdf/20

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

лась еще менее способной отстоять свои права: победоносное окончание Франко-прусской войны сопровождалось значительным увеличением территории Союза, что означало создание огромного внутреннего рынка для нем. промышленности. С другой стороны, только с превращением Г. в единое, могущественное государство эта промышленность могла рассчитывать занять среди своих конкурентов на мировом рынке то почетное место, на к-рое она уже вправе была претендовать. Франкфуртский мир 1871 открывал нем. товарам доступ на рынок по ту сторону Вогез, ставя Францию и Г. в положение «наиболее благоприятствуемых» стран. Наконец, получение пятимиллиардной контрибуции с Франции и приобретение железных рудников Лотарингии сулило небывалое оживление в делах. Все эти достижения и перспективы заранее убивали в буржуазии всякую охоту к новой борьбе за власть или к сколько-нибудь решительной оппозиции.

Отсюда та легкость, с к-рой национал-либералы голосовали за имперскую конституцию 1871, этот псевдоним едва прикрытого конституционными формами абсолютизма и сохранения господства прусского юнкерства в государственном аппарате империи.

Завершение здания буржуазного правопорядка и политика экономического либерализма.

Прусская реформа местного управления. Но та же буржуазия стремилась теперь использовать общеимперскую власть для завершения здания буржуазного правопорядка. И она была достаточно внушительной силой, чтобы влиять на правительство Бисмарка, опиравшееся в 70  — х гг. на наиболее прогрессивные слои юнкерства, понимавшие неизбежность сделки с буржуазией с переходом страны на рельсы капиталистического развития. К тому же в первые годы после Франко-прусской войны поддержка буржуазии была особенно нужна для борьбы с партикуляристскими тенденциями, которые далеко еще не исчезли и угрожали единству империи. В частности, союз с либеральным бюргерством был необходим канцлеру в качестве противовеса заскорузлому прусскому дворянству, которое опасалось за прочность своего классового господства в новых политических рамках и желало не империи, а только «расширенной Пруссии».

Вот почему, ревниво оберегая все подступы к реальной политической власти, Бисмарк охотно шел навстречу удовлетворению наиболее существенных экономических потребностей буржуазии.

Эти потребности сводились в первую голову к устранению всех пережитков средневековья и мелкодержавности, к созданию правовых норм, необходимых для дальнейшего развития новой капиталистической Г.

Значительная часть этой работы была уже выполнена северо  — германским рейхстагом.

Империя должна была завершить это буржуазное законодательство. Эти задачи и выполнялись блоком свободных консерваторов и национал  — либералов, располагавших в 1871—77 (вместе с прогрессистами и имперской партией) большинством в рейхстаге и прусской палате представителей. В полномсогласии с фритредерскими настроениями крупной промышленной буржуазии правительство продолжало либеральную таможенную политику, унаследованную им от времен Северо-Германского союза. Торговый договор с Францией 1871, уничтожение пошлины на чугун и снижение тарифных ставок на обработанное железо и машины (1873), изъятие из обращения бумажных денег отдельных нем. государств и введение золотой валюты (закон 4/XII 1871), распространение закона о выпуске банкнот на южно-немецкие государства, преобразование Прусского банка в Имперский (1875) — таковы были важнейшие экономические реформы первой половины 70  — х годов. Уже северо-германский рейхстаг принял общий для всех членов союза уголовный кодекс. В 1876, несмотря на упорное сопротивление со стороны южно  — германских государств, прошли законы об общеимперском гражданском судопроизводстве и об организации судебных учреждений с имперским судом (в Лейпциге) во главе, было приступлено к составлению общеимперского гражданского кодекса. В 1877 прошел Конкурсный устар (см. Германское право).

Экономическому либерализму этого периода соответствовали нек-рые (правда, весьма робкие) шаги в сторону либерализма политического. Имперский закон о печати (1874) отменил штемпельный сбор и налог на газетные объявления и заменил административный порядок преследования по литературным делам судебным. Однако, только в Баварии, Бадене и Вюртемберге преступления по делам печати подлежали ведению суда присяжных. В своей программе национал  — либералы требовали реформы местной администрации «на основе равенства и самоуправления». В Пруссии последовательное осуществление этой реформы означало бы отстранение юнкерства и передачу местного управления в руки мелкого землевладения и городской буржуазии. Но, встретив ожесточенное сопротивление со стороны консерваторов, национал-либералы отказались от своего первоначального плана и голосовали за компромиссную реформу, правда, уничтожившую вотчинную юстицию и полицию и лишившую помещиков принадлежавшего им права назначать сельских старост, но сохранившую сословное представительство в органах местного самоуправления и ослабившую влияние городской буржуазии выделением сельских округов в самостоятельные административные единицы. Т. о., власть юнкерства как класса над населением восточно-прусских областей осталась почти непоколебленной, хотя отдельные помещики и лишились своих феодальных привилегий. Тем не менее, чтобы преодолеть сопротивление консерваторов в верхней палате, правительству пришлось назначить 25 новых перов. Окончательно прусский окружной устав был принят в 1873. Через два года прошел закон о провинциальном управлении.

Эра грюндерства. Септеннат. Культуркампф. Наряду с прогрессивным законодательством в экономической области, расцвету герм. промышленности способствовал 2*