Страница:БСЭ-1 Том 16. Германия - ГИМН (1929).pdf/47

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

дов. В конце-концов рейхстаг принял налог на купоны, чеки, сделки с недвижимостью, газовое освещение, игристые вина, повысил акциз на табак и пиво, а также пошлины на чай и кофе. Провал финансового законопроекта, а также обострение отношений с императором, к-рый не мог простить Бюлову его выступлений в рейхстаге против личного режима в области внешней политики, заставили Бюлова подать в отставку (14/VII 1909). Вместе с тем распался и либеральноконсервативный блок.

Канцлерство Бетман-Гольвега. Накануне мировой войны. Новый канцлер Бетман-Гольвег опирался на «черно-голубой» блок консерваторов и Центра, который снова превратился в правительственную партию. В прусском ландтаге правительство выступило (февр. 1910) с проектом избирательной реформы, к-рый сводился к уничтожению двухстепенной подачи голосов и расширению круга избирателей, причислявшихся к первому классу, что в сущности задевало только ультра-миллионеров из буржуазии и давало еще больший перевес аграриям. Сначала этот проект прошел голосами Центра и консерваторов с некоторыми видоизменениями [двухстепенная, но тайная (для избирателей) подача голосов] в палате представителей, но был отвергнут палатой господ, потом и в самой нижней палате не собрал требуемого большинства (против него голосовали не только c. — д., но и либералы). В ответ на это издевательство над требованиями масс, в Берлине, Франкфурте-на-Майне и ряде других городов произошли крупные рабочие демонстрации (февраль 1910), местами разогнанное полицией. 6 марта в Берлине полиция избивала и арестовывала рабочих, собиравшихся по призыву с. — д. партии на массовую демонстрацию протеста в Тиргартене («Красное воскресенье»). Сокрушение прусской избирательной системы, с сохранением к-рой были связаны интересы могущественных социальных сил юнкерства и крупного капитала, могло быть достигнуто лишь в результате решительного применения революционных методов борьбы. Значительное полевение рабочих масс, боевой дух, проявленный ими в борьбе за всеобщее избирательное право в Пруссии и др. союзных государствах, создавали необходимые психологические предпосылки для решительных выступлений. Но революционно-настроенным пролетариям нехватало политического руководства: со времени поражения первой русской революции герм. соц. — д-тия все более и более склонялась в сторону оппортунизма, постепенно превращаясь в своем руководящем большинстве в чисто парламентскую, демократическую партию социальных реформ (см. Историю германской соц. — д-тии). Неспособная отрешиться от тактики «бездеятельного выжидания», с. — д. партия не сумела взять в свои руки начавшегося весной 1910 стихийного движения и придать ему более широкий характер борьбы за демократическую республику. Партийный аппарат сначала всячески тормазил движение, а потом не сумел использовать завоеванного пролетариатом «права на улицу»для дальнейшего натиска на противника. В результате боевое настроение рабочих упало, движение сошло на-нет.

23/XII 1910 рейхстаг принял запоздавшую на целых 40 лет «автономию» для ЭльзасЛотарингии (см. Государственный строй Г. и Конституция 1871, Б. С. Э. том XV, ст. 820), • но эта автономия лишь терпелась правительством. «Мы просто отменим вашу конституцию и присоединим вас к Пруссии», — заявил Вильгельм II в Страсбурге после того как эльзас-лотарингский ландтаг осмелился выразить свое неодобрение правительственной политике. Произвол прусской военщины не только не был обуздан, но и поощрялся свыше, что ярко выявилось во время т. н. «цабернского инцидента» (см.).

Недовольство политикой «черно-голубого» блока, особенно новыми налогами, охватило не только рабочий класс, но и широкие слои мелкой и средней городской буржуазии. На этой почве в 1909 возник т. н.

Ганзейский союз (см.), к-рый, по мысли его инициаторов, должен был охватить весь торгово-промышленный класс и организовать его в противовес аграриям; три лево-либеральные организации объединились в прогрессивную народную партию (1910). Выборы в рейхстаг 1912 принесли поражение обеим консервативным партиям, потерявшим 27 мандатов, и Центру (потерял 14 мандатов); несколько сократилось также представительство национал-либералов (на 9 мест).

Зато снова усилилась с. — д-тия, к-рая, получив 4.250 т. голосов и проведя 110 депутатов вместо 43, стала теперь самой сильной партией в рейхстаге. Однако, эта блестящая победа отчасти была куплена ценою отказа партии принять избирательное сражение на боевых вопросах милитаризма и империализма и перенесения центра тяжести кампании на вопросы внутренней политики (борьба с дороговизной, реформа прусской избирательной системы, расширение компетенции рейхстага). Только-что образовавшаяся прогрессивная. народная партия получила 42 места, гл. обр., благодаря оппортунистической тактике с. — д-тии, к-рая уступила «прогрессистам» без боя 16 округов и «притушила» агитацию против лево-либеральных группировок в промежуток времени между основными выборами и перебаллотировками. • После выборов 1912 в рейхстаге впервые со времени образования империи имелось налицо большинство c. — д., либеральных и национальных группировок. Но теперь либералы (в т. ч. и лево-либеральные партии) были менее всего способны к сколько-нибудь серьезной борьбе с империалистской реакцией.* Они готовы были поддержать с. — д. в вопросе о расширении прав рейхстага, но они пошли вместе с правыми по вопросу о новых вооружениях. Все канцлерство БетманГольвега прошло под знаком спешной подготовки к надвигавшейся мировой войне. Еще в 1911 рейхстаг утвердил военный контингент на новое пятилетие с постепенным увеличением состава инженерных войск и пулеметных рот на 10 т. чел. Второй мароккский конфликт (см. ниже) послужил предлогом к новым требованиям со стороны военного и морского министерств. В 1912 правительство