Страница:БСЭ-1 Том 16. Германия - ГИМН (1929).pdf/53

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ГЕРМАНИЯская горячка» продолжалась до самой империалистской войны, при чем Англии удалось сохранить за собой подавляющий перевес (см. таблицу D): Таблица D.

Наличность морских сил.

В еликобритания

Тип судовДредноуты и сверхдредноуты . .

375 Линейн. суда додредпоутного типа . . .

13, 1 Крейсеры (бронированные). .

28 Крейсеры (бронепалубные). .

54 Миноносцы, канонерки 51 Эскадренные миноносцы 142 Подводные 30 лодки . .Германия

1907 | 19101913

i ! 17\

26х 6035

I 3720/

40, 32\ > 123 52/41

>4513550472289365126

J

Мощность моторов военных судов (в тыс. л. с.).

Годы 1891 1901 1911 1913

В еликобритания

1.887, 5 2.481, 3 3.964, 4 ♦ 6.826, 8 *

Германия

194, 3 503, 3 1.244, 3 1.522, 0

♦ Для Великобритании данные 1911 и 1913 относятся только к более новым судам, построенным В 1891—1911.

В первые годы после турецкой революции 1908 (см. Турция) германскому влиянию в Турции был нанесен чувствительный удар, что объяснялось не только антантофильскими симпатиями ставших у власти младотурок, но и невольным соучастием Г. в захвате Боснии и Герцеговины ее союзницей — Австрией. В 1909 турецкий флот был поставлен . под начальство англ. адмирала, англ. «советники» появились в министерствах финансов, общественных работ, юстиции. В турецком парламенте заговорили об отмене немецкой концессии на проведение Багдадской железной дороги, тогда как французские фирмы получили новую ж. — д. и телефонную концессии (1910—1911). Но эти антантофильские настроения не могли быть сколько-нибудь прочными, ибо именно страны «Согласия» держали курс на ликвидацию наследства «безнадежно больного человека». С другой стороны, проводившаяся младотурецким правительством политика пантуркизма и панисламизма угрожала интересам Англии в Индии и Египте, Франции  — в Марокко и Алжире. Очень скоро поэтому Антанта заняла в отношении новой Турции явно враждебную позицию.

Когда в 1910 последней понадобился заем, лондонские и парижские банкиры поставили настолько тяжелые условия, что младотурки должны были отказаться от их услуг, поеле чего деньги были даны Германским бан 104

ком, и притом без всяких особых условий.

Если Англия не давала своего согласия на повышение таможенных пошлин в Турции без предоставления новых компенсаций британским капиталистам, что вызвало взрыв негодования в Константинополе, то Германия не ставила в этом вопросе никаких препятствий, а в 1911 отказалась даже от своего права на постройку жел. — дор. участка Багдад — Басра при условии, что всякая новая концессия должна предусматривать участие Германского банка в равной доле со всякой не-оттоманской группой финансистов. Тем самым Англия лишилась возможности захватить в свои руки ж. — д. участок Багдад  — Персидский залив. В том же году Г. получила концессию на постройку добавочной ветки Османие^ — Александретта и, т. о., связала Багдадскую дорогу с важным портом Средиземного моря. Итак, Турция должна была вернуться в орбиту герм. политики, ибо одна Г. была заинтересована не только в сохранении и укреплении новой Турции, но и в поощрении младотурецкого национализма, в к-ром герм. империалисты видели наиболее острое оружие борьбы с Англией.

«В сущности говоря, — откровенно писал в 1911 национал-либерал Рорбах, — у Германии имеется одна единственная возможность в случае наступательной войны против Англии; эта возможность  — усиление Турции. Можно нанести удар Англии только со стороны Египта. Завоевание Египта таким магометанским государством, как Турция, может иметь опасное влияние на 60 миллионов британских подданных-магометан в Индии, а также на мусульманское население Афганистана и Персии. Сознания того, что Турция усилилась в военном отношении, укрепилась экономически и стала хозяином жел. — дор. сообщений, вполне достаточно для Англии, чтобы она отказалась раз навсегда от мысли напасть на Г. И это положение должно стать целью германской политики...». Из мемуаров Э. Грея (см.) ясно видно, что британское правительство прекрасно учитывало всю опасность экономического и военного возрождения Турции с точки зрения прочности британского господства в Индии.

Второй Марокканский конфликт. Новое ухудшение международного положения в связи с Балканскими войнами. Не довольствуясь Турцией (и Кяо-Чао), германский капитал все энергичнее внедрялся в Марокко (см.), где были обнаружены залежи бесфосфатной железной руды и меди, в которых так нуждалась германск. тяжелая индустрия и военная промышленность. В 1912 герм. экспорт из Марокко стоял на первом месте после французского. В 1909 немецкий синдикат братьев Маннесманов получил от марокканского правительства важную концессию на разработку минеральных богатств в Марокко, к-рая оспаривалась французским обществом (Union des mines marocaines), созданным Шнейдером-Крезо. Нем. капитал принимал видное участие (30% акционерного капитала) в организации в 1910 «Франко-Германского общества публичных работ», получившего подряды на сооруже-