Страница:БСЭ-1 Том 18. Город - Грац (1930)-1.pdf/116

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

более чем сомнительны, его дипломатические победы были подчас политическими поражениями. И это объяснялось вовсе не недостатком его искусства, а тем, что политика западноевропейск. держав лучше, чем политика русского абсолютизма, отражала собой восходящее движение промышлен. капитализма, на Западе it тому же несравненно более мощного и влиятельного, чем в России.

Еще до назначения министром Г. был сторонником сближения с Францией. Сильная Франция, по его мнению, должна быть противовесом Англии и гарантией расчленения Германии. Г. понимал, что либеральная политика России в Польше укрепляет это сближение и усиливает позицию России в отношении участниц польских разделов  — Австрии и Пруссии. Но русско-французскому сближению преграждала путь прочная экономическая связь России с Германским таможенным союзом, возглавляемым Пруссией (вывоз русского хлеба в Германию и ввоз герм. товаров в Россию). Скрепленная Штуттгартским свиданием (1857) русско-французская дружба стала слабеть уже на другой день после Мадженты и Сольферино, т. к. Г. боялся слишком крупного поражения Австрии и усиления Пруссии в Германии. Либеральные заигрывания Горчакова с Польшей кончились ничем по той же причине. Экономически заинтересованная в своих польских провинциях, Пруссия предупредительно заявила о своей дружбе в деле подавления польского восстания 1863 и окончательно сорвала русско-франц. сближение. Горчакову оставалось лишь плыть по течению и заговорить языком нарождающегося рус. национализма, возглавляемого Катковым. В результате Г. оказался связанным с Пруссией крепче, чем это казалось ему целесообразным. Бисмарк ловко использовал Россию в целях герм. объединения, которого так опасались русские. Г. принужден был остаться б. или м. безучастным свидетелем разгрома Австрии в 1866 и невольным, хотя и пассивным соучастником разгрома Франции в 1870.

Ему пришлось при этом удовлетвориться двусмысленным обещанием будущих благ со стороны Бисмарка и получить реально отмену постановлений Парижского конгресса, запрещавших России иметь флот на Черном море. В 70-е гг., особенно с началом осложнений на Балканах (Босне-Герцеговинское восстание), политика Г. была направлена к тому, чтобы подготовить дипломатически неизбежное вмешательство России в балканские дела и по возможности использовать новую державу — Германию — для поддержки рус. вожделений на Востоке (проливы — Константинополь) за те «услуги», которые оказала Россия герман. объединению.

И на этом пути его ждали горькие разочарования. Свидетель Севастополя, Г. боялся новой антирусской коалиции и был далеко не поклонником войны с Турцией. Но страх перед потерей престижа толкал рус. абсолютизм к маленьким завоевательн. войнам. Г. увидел себя принужденным мириться с агитацией панславизма и его агентов, ведших за спиной правительства собственную политику. В результате- — Русско-турецк. война, к-рой не желал Г., Сан-Стефанский мир, за 204

ключенный вопреки всем предыдущим договорам и соглашениям с Австрией и Англией, и «скамья подсудимых» на Берлинском конгрессе, где дряхлому Г. выпала на долю жалкая, подчас просто смешная роль. Берлинский конгресс был фактическим концом политической деятельности Горчакова. Напрасно предостерегал он против нового сближения с Германией (Союз трех императоров, начало переговоров 1879). Его не слушали, с ним не считались. Вследствие его болезни и постоянных отлучек за границу, ведение дел перешло уже с 1879 к Гирсу, к-рый в 1882 был назначен официально министром иностранных дел. Г. умер в Бадене 27/П 1883.

Лит.: Татищев С. С., Император Але ксандр II, его жизнь и царствование, 2 тт., СПБ, 1903; Карцев Ю. С., За кулисами дипломатии, СПБ, 1908; Наши государственные и общественные деятели, СПБ, 1890; Ноuх Ch. F., Alexandre II, Gortchakoff et NapoUon III, 2 6d., P., 1913; К 1 aczkо J., Deux chancellors, le prince Gortchakoff et le prince de Bismarck, Paris, 1876; Schweinitz H. L., von, Denkwurdlgkeiten des Botschafters General von Schweinitz, 2 В-de, Berlin, 1927.

ГОРЧАКОВ, Михаил Дмитриевич, князь (1793—1861), генерал-адъютант, крупный военный деятель первой половины 19 века.

Поступив на военную службу в 1807, участвовал в войнах 1812—14, в Русско-турецкой кампании 1828—29; во время польского восстания 1831  — в сражениях под Гроховом и Остроленкою и в штурме Варшавы; во время подавления венгерской революции 1848 был начальником штаба русской армии; в Крымской кампании 1854—55  — главнокомандующим Юж. армией, а с февр. по авг. 1855 руководил обороной Севастополя.

В 1856 был назначен наместником Царства Польского; эту должность он занимал до конца жизни.

ГОРЧАКОВ, Михаил Иванович (1838—1910), протоиерей, профессор канонического (церковного) права в Петербургском ун-те, историк, автор работ: «Монастырский приказ» (СПБ, 1868, магистерская диссертация) и «О земельных владениях всероссийских митрополитов, патриархов и святейшего синода» (СПБ, 1871). В 1906 Г. избран был членом Государственного совета от белого духовенства; примыкал к академической либеральной группе.

ГОРЧАКОВО, узловая станция Андижанской ветки Средне-Азиатской ж. д. в Ферганском округе УзбССР, в центре важного хлопкового района; от Г. отходит к Ю. подъездной путь через гор. Фергану до ст. Кува-Сай, где начинается узкоколейная ж. д. к угольным копям Кызыл-кия. Грузооборот станции (1926/27): 15 т. т по отправлению, 33 т. т по прибытию. При станции Г. — жел. — дор. поселок; 563 жит. (1926).

ГОРЧИЦА, общее название для известного вкусо-пищевого продукта, для горчичной муки и для четырех однолетних растений из сем. крестоцветных, из семян которых получается горчичная мука. Белая Г., Sinapis alba, дикорастущая в Южной Европе, разводится в Средней Европе; семена — в 2 мм в поперечнике, с белой оболочкой; черна я Г., Brassica nigra, происходит, вероятно, из Средиземноморской области,, разводится в Европе, Азии, Америке; I семена — около 1 мм в поперечнике, темно-