Страница:БСЭ-1 Том 18. Город - Грац (1930)-1.pdf/98

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

В дальнейшем Г. вводит в поэтический оборот и совершенно новые ритмы, которые доныне удержались в литературе. Но уже и тогда Г. выделяло из среды символистов «непосредственное упоение бытием», жизнерадостное и жизнелюбивое мироощущение. В 1912 Г. порвал с символизмом и вместе с Гумилевым (см.) основал новое течение — акмеизм (см. Акмеисты). Отвечая запросам буржуазной интеллигенции предвоенной поры, Г. стремился свести поэзию с мистических высот на землю, придать ей трезвый вещный, материальный отпечаток.

Своему собрату по школе О. Мандельштаму Г. ставит в заслугу то, что «он верит в вес, он чтит пространство, он нежно любит матерьял, он вещества не укорял за медленность и постоянство». В связи с этим в поэтике Г. живописность, пластичность сменяет былую музыкальность и напевность. — Империалистскую войну 1914 Г., как и все акмеисты, встретил патриотическими стихами.

К 1915 относится организация кружка крестьянских писателей «Краса», из которого вышли поэты Есенин, Клычков и др.

Отдавая в последние годы много времени практической редакционно-издательской и театральной деятельности, Г. вместе с тем работает и в области литературы, опубликовав с 1920 несколько сборников стихов, прозы, ряд пьес и произведений, предназначенных для массового читателя; отдельно необходимо отметить большую его работу по созданию детской литературы. Г. стремится слить свое поэтическое творчество с общим советским строительством, искренно разрывая со старыми навыками и традициями.

«Пусть с кровью мы сдираем ветошь, но мы сдерем ее с себя», — писал он в одном стихотворении. Но это преодоление «ветоши» дается Г. нелегко: его революционным стихотворениям зачастую недостает четкости и цельности, столь характерных для прежнего творчества Г.

Городецкий много работал и как критик.

Важнейшая его критич. статья  — «Некоторые течения в современной русской поэзии» («Аполлон», № 1 за 1913) — была программным манифестом акмеизма. Следует отметить еще: вводную статью к . собранию сочинений И. С. Никитина (1911); статью о В. Г. Короленко (в сборнике «Наши дни», № 2, Москва, 1922). Прозаические произведения Г. (в т. ч. и лучшие вещи, как роман «Алый смерч», повесть «Сутуловское гнездовье» и проч.) представляют значительно меньший интерес (за исключением некоторых сказок). Из довольно многочисленных переводов Г. особо примечательны «Ночь» М. Мартине, «Тюремные песни» Э. Толлера, две пьесы Мольера.

«Собрание стихов» Г. изд. в 2 тт., СПБ, 1909—10; избр. стихи — Изборник, М., 1916; из позднейших сборников основные: Ива (1913), Цветущий посох (1914), Серп (1921), Миролом (1923), Грань. Лирика 1918—28, M., 1929.

Лит.: Библиография — в книгах Владиславлева И., Русские писатели, Ленинград, 1924, и Литература великого десятилетия, Москва — Ленинград, т. I, 1928; уЕ. Никитиной, Русская литература, Москва, 1926; Брюсов В., Далекие и близкие, Москва, 1912; Гумилев Н., Письмаорусской поэзии, Петроград, 1923; «Новый мир»,№ 2, 1930 (ст. А. Глаголева), «Красная новь», № 3, 1930 (ст. е. Брайн иной). г. Лелевич.ГОРОДИЩЕ, остатки города, укрепления или святилища. Обычный вид Г. — площадка очень различных размеров, окруженная валами и рвами или защищенная естественными укреплениями, оврагами, кручами или реками. При раскопках в городищах находят разнообрази, предметы, указывающие на длительное пребывание человека. Г. в большом количестве встречаются по всей Европе и в других частях земного шара. В Европейской части СССР они исчисляются тысячами; много их и в Сибири. Первым исследователем Г. в России был Ходаковский, осмотревший в средней и западной частях Европейской России более 1 тыс. Г.; позднее для изучения Г. много было сделано Самоквасовым и Спицыным.

Древнейшие Г. относятся к неолитической эпохе. Их особенно много на Ю. и Ю.-З.; они достигают значительных размеров, обычно расположены над рекой и со стороны суши защищены валом полукруглой или овальной формы, за к-рым нередко следует второй, неполный вал, прикрывающий наиболее слабые места. В особую группу можно выделить еще очень мало исследованные Г. скифской эпохи, расположенные на границе леса и степи в бассейне рек Днепра, Дона и на Сев. Кавказе. Очень многочисленны Г. на Украине и в прилегающих к ней областях РСФСР, в бассейнах рек Дона, Днепра. Некоторые из этих Г. были обитаемы уже в начале хр. э., другие — современны Киевской Руси. Предел их обитаемости — запустение Южной Руси после татарского нашествия.

Некоторые — напр. Вельское в Полтавщине  — занимают несколько десятков га. Особенно интересно по неоднократной смене культур и долгому сроку обитаемости, Г. «Княжа гора» при впадении р. Роси в Днепр. В средней части РСФСР, в бассейнах рек Оки и Волги, особенно распространены Г. «Дьякова типа» (по имени Г. около сел Дьякова и Коломенского — в 10 км от Москвы), отличающиеся малыми размерами и богатым культурным слоем. Возникновение древнейших из них надо отнести к началу хр. эры.

Это — остатки святилищ и укрепленных пунктов финских племен. Позднее некоторые Г. были освоены славянскими насельниками. К этим Г. близко примыкают «костеносные» Г. бассейна Камы, называемые так по обилию костяных изделий, в них находимых.

Очень богата городищами область древнего Болгарского царства, у слияния Волги и Камы. Г. называют также опустелые места б. укрепленных центров ныне существующих городов. Сравнительно мало исследованы Г. Зап. Европы и Сев. Азии; они также принадлежат различным эпохам и народам.

Особую группу составляют Г. с валами из жженых или сплавленных камней, встречающиеся, в Шотландии, Франции, Чехии и Саксонии. Повидимому, такой способ сооружения валов был результатом сложной технической работы.

Лит.: Отрывки из путешествия Ходаковского по

России, «Русский исторический сборник», под ред. [М.] Погодина, т. III, кн. 2, M., 1839; УваровА. С., Меряне и их быт по курганным раскопкам, M., 1872; СамоквасовД. Я., Древние города России, СПБ, 1873; Шпилевский С. М., Древние города и другие булгарско-татарские памятники в Казанской губернии; Цазань, 1877; Спицын А. А., Древно-