Страница:БСЭ-1 Том 18. Город - Грац (1930)-2.pdf/103

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Г. «черной манерой», или меццо-тинт о. Сначала с помощью особого инструмента, навиваемого качалкой («Ьегсеан»), поверхности доски придается сплошной шероховатый вид; затем гравер выглаживает («гладилками» и «шаберами») поверхность доски там, где он желает получить более светлые тона, совсем гладко полируя те места, которые должны выйти белыми. Весь этот способ основан на том, что краска сильнее всего пристает к наиболее шероховатым местам доски и совсем не пристает к гладким.

«Пунктирная манера» основана на том, что места с бдльшим количеством точек кажутся более темными по сравнению с местами с меньшим количеством точек. Все изображение состоит из точек, наносимых на покрытую лаком доску разного вида рулетками (колесо или валик с насечками или мелкими зубцами по окружности) и разной толщины иглами. Затем наливается кислота. Попадая на медь в точках, сделанных остриями, она вытравливает на доске рисунок. Пунктир может получаться и «сухим способом»: пунцонами, резцом, иглой на непокрытой лаком доске.

При Г. «карандашнойм ан. ерой» прибегают также к различи, формы рулеткам, предназначенным передать на этот раз впечатление зернистых штрихов карандаша. Если наложить бумагу с рисунком на лаковую поверхность и, обводя его черты, выдавить его на лаке, а затем уже пройти доску разными рулетками и т. н. «mattoir» (особым булавовидным инструментом), то можно получить поразительное сходство с оригиналом. Еще бблыпую факсимильность дает «мягкий лак» («vernis той»  — лак, к к-рому примешано сало): на загрунтованную доску накладывается бумага, по ней рисуют. Сдирают бумагу и вместе с ней частицы лака, приставшие к ней там, где проходил карандаш. Бумага обладает шершавостью: оттого лак пристает лишь в ее возвышенных точках, а не в порах. После травления на доске получится рисунок, имеющий характерную для карандаша зернистость.

Акватинта. Чтобы передать впечатление рисунка тушью придуман был ряд способов: 1) там, где должен быть мазок туши, делают кистью мазок скипидаром, растворяющим лак, затем насыпают толченый асфальт, подогревают доску, чтобы асфальтовая пудра пристала к ней, и обливают осторожно доску слабой кислотой, к-рая травит ее в мельчайших промежутках, образовавшихся между зернышками асфальта; 2) мазку тушью подражают, нанося мягкий лак кистью на обнаженные вышесказанным образом места доски, которую подогревают; в мягкий лак сыплют зернышки соли. Потом наливают теплую воду; вода, растворяя эти зернышки, обнажает на их местах медь; тогда доску травят; 3) иногда вместо мягкого лака на доску наносят кистью смолу, разведенную в эфире или спирте; когда спирт или эфир испарятся, то смола пристанет к ней в виде песочка; тогда доску травят, и т. д.; 4) самый простой способ имитации мазка тушью — это мазок, сделанный на доске крепкой водкой при помощи особо приспособленной для того кисточки; 5) впечатление туши можно произвести, натирая те места доски, к-рые требуется затенить, пемзой  — Нек-рые различают собственно акватинту (лак наносится на доску мазками, остальная ее часть акватинтируется) и лависную манеру (доска покрывается лаком, который снимается мазками спирта в местах, предназначенных для акватинтирования).

II.

Ксилография, или гравюра на дереве. Старый ее способ («обрезной») заключается в том, что берут хорошо отполированную доску самшитового, рябинового, грушевого, вишневого или другого крепкого дерева (причем доска берется выпиленная вдоль волокон дерева) и загрунтовывают1 ее краской. На грунт наносится рисунок, н-рый затем вырезывается рельефно различной формы ножичками.

Линии рисунка могут быть очень тонки, а потому дерево, чтобы оно не ломалось, должно быть очень крепким. В местах пересечения линий ножик, вырезывая одну линию, не должен пересечь выпуклость другой линии, иначе в этой последней получится перерыв. В конце 18 в. был введен в употребление новый способ ксилографии. Стали брать доски, выпиленные поперек ствола дерева (по торцу), т. н. «паркетные» Обыкновенно эти доски делаются из склеенных кусочков пальмового дерева. На продольных досках нельзя было работать резцом, так как, натыкаясь на волокна, резец расщеплял дерево; на «паркетных»  — можно. Резец тут делает выходящие на бумаге белыми линии (которые могут пересекаться) и точки. Этот способ давал выигрыш в быстроте работы и возможность, наряду с «факсимильной» передачей рисунков пером, создать ксилографическую «тоновую» гравюру, где различными формами штриховки создается впечатление тонов различной интенсивности.

Г. на линолеуме исполняется примерно тем же способом, что и обрезная ксилография (см. выше).

Решетчатая манера («manure cribl6e»).

Обыкновенно изображение вырезывалось на доскерельефно в виде силуэта, который затем расчленялся и моделировался штрихами (наносимыми резцом) и точками (пунцоном).

Г. • в красках. Для получения отпечатков в красках или одна и та же доска каждый раз «набивается» в соответствующих местах разными красками или для каждого цвета изготовляются особые доски, к-рые последовательно затем печатаются на одном листе. При последнем способе облегчается нанесение краски на доски, и на бумаге можно иногда достигнуть смешения нек-рых тонов, имеющихся на разных досках.

Под манерой «кьяроскуро» («chiaroscuro», или «еп camaieu») разумеется гравюра на дереве (или линолеуме), имеющая в виду произвести впечатление рисунка, сделанного (преимущественно кистью) различными оттенками одногр и того же цвета. Для этого изготовляется несколько досок, каждая для данной краски. При последовательном печатании на бумаге можно получить большее, чем количество досок, число оттенков, так как отдельные места могут быть награвированы сразу на нескольких досках, и при печатании так. образом получатся в различных местах бумаги различные комбинации просвечивания одних тонов через другие.

Граверы пользуются различными механизирующими их труд приспособлениями для проведения параллельных линий, для узорчатой штриховки фона (гильошировочные машинки), для перенесения на доску оригинала (напр. пантографом), для воспроизведения барельефов и т. д. — При собирании и изучении Г. нужно иметь в виду следующее. Гравер может еще с неоконченной доски делать «пробные» отпечатки, может вносить различные поправки в изображение, дополнять и изменять его и подписи под ним. Доска затем может Попасть к другим лицам, подправляющим и изменяющим ее. Этим объясняются разновидности «отпечатков» или «состояний» («6tats»): «до всяких подписей», «до подписи гравера», «до обрамляющей черты» и т. д. Если разновидности эти отмечены в специальной литературе, то принято говорить о «первых», «вторых», «третьих» отпечатках, согласно нумерации данного справочника. В оттиске важны его удачность и сохранность. Доски, в зависимости от характера Г., дают различное количество оттисков: с резцовых и глубоко травленных офортных изображений можно получить до 1 т. хорошихиеще столько же порядочных отпечатков, с пунктирных — до 1 т. хороших, со сделанных карандашной манерой  — 600—700, с меццо-тинтовых — около 200, столько же с легко набросанных сухой иглой или офортом, со стальных досок и с торцовых «деревяшек» более 3.000 очень недурных экземпляров, и ок. 1.500  — с деревяшек «продольного» типа. На металлические доски в 19 в., в целях усиления тиража, стали наносить гальваническим способом тонкий слой стали, а с деревянных делать тем же путем металлические клише, изготовляемые иногда столь искусно, что оттиски с них обманывают самих граверов. В целом следует отметить, что определение количества получаемых хороших и удовлетворительных оттисков, при том или ином способе гравирования, носит довольно проблематический характер, поскольку это количество в значительной мере зависит от степени опытности печатника.

II. История гравюры.

А. Западная гравюра. Вопрос о происхо ждении Г. очень спорен. Выцарапанный первобытным человеком рисунок на камне  — уже Г. в зачаточной форме. С рисунков, выгравированных на оборотной стороне этрусских зеркал, можно сделать отпечатки. Получение с резных досок рисунка на плоской поверхности, как мы это видим да примере египетских, а потом средневековых тканей («набоек»), было известно также издавна. Дошли образцы буддийской Г., относящиеся к 8—9 вв. Есть предположение, что это искусство было занесено в Европу с Востока проживавшими в Голландии армянами. В средневековых рукописях мы уже встречаем однако печатные инициалы, и естественно, что и в Европе людям, переписывавшим рукописи и украшавшим их картинками, пришла самостоятельно мысль о способах некоторой механизации своего труда. Еще ранее она возникла у изготовителей игральных карт.

С этим способом, как с довольно уже распро20*