Страница:БСЭ-1 Том 18. Город - Грац (1930)-2.pdf/176

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

и север — с его обычным правом) и на ряд мелких территориальных единиц с их «правовыми обычаями» (coutumes). Борьба эта началась еще при абсолютизме, путем покупки у короля отдельных «ордонансов», и завершилась во время Французской революции — Гражданским кодексом (Кодексом Наполеона). Но эта борьба шла по всему Западу; в Германии она вылилась в борьбу между римским (общим) и народным правом, закончившуюся на 100 лет позже, чем во Франции (германское Гражданское уложение вступило в силу 1 января 1900). Из всех буржуазных государств только Англия и Соединенные Штаты Северной Америки до сих пор не имеют единого кодекса.

Г. п. Французской революции представляло собою небывалое явление. Невероятная вера этой революции в закон получила свое выражение в фетишизации Гражданского кодекса, превращении естественного права в положительное. Нет другого кодекса, который так определенно и откровенно подчеркивал бы роль частного права собственности, как французский, для которого все институты права (в том числе и наследство) сводятся к тем или иным способам перехода права собственности. Кодекс этот представляет собою настоящий гимн капиталистической частной собственности.

Даже семья играет в нем роль лишь продолжателя рода буржуа (в связи с наследованием) и низшей ячейки права собственности. Священный характер права частной собственности, абсолютное право распоряжения своим имуществом, абсолютная свобода воли субъекта права, свобода договора — таковы характерные черты Г. п. Французской революции. Германское Граждан, уложение (см. Германия, Право, и ст. Гражданские уложения) носит гораздо больше следов средневековья. Так напр. его отдел вещного права, его семейное и наследственное право проникнуты еще остатками дореволюционных взглядов. — Второй период (монопольный) капитализма с его стремлением к подчинению производства и рынка финансовому капиталу вносит некоторое беспокойство и в область теории Г. п.: однако происходит приспособление норм Г. п. к этой фазе капитализма, причем продолжаются разговоры о свободе договора несмотря на то, что догоцрр по существу уже превратился в одностороннюю диктовку его условий контрагенту, которому приходится подчиняться им путем фактического «присоединения». Обстоятельство это представляет полное банкротство буржуазной теории Г. п.

Дореволюционное Г. п. России ограничивалось убогой 1-й частью X тома Свода законов. Первый проект Гражданского уложения, выработанный комиссией Сперанского, представлял в значительной степени переработку французского кодекса; он однако не был принят. И по существу нельзя было конституировать понятия субъекта права и общей правоспособности (см.) в крепостном и сословном строе. Победила мысль о составлении не нового уложения, а свода действующих уже законов. Историк Карамзин на вопрос о кодексе дал заключение: «нельзя трактовать основательно о правахгражданских там, где нет граждан, а есть дворяне, купцы, мещане и проч., и где все эти лица связаны разве только именем русских». В 1832 Свод законов был закончен; 1 часть X тома содержала «гражданские законы». В своде, помимо действующих законов, кое-что было заимствовано и из французского кодекса. Для правоспособного субъекта без всяких сословных, племенных, исповедных и т. д. квалификаций в нем однако нет места: название «частное лицо» комментируется ссылкою на «законы о состояниях».

Законов об обмене движимого имущества не было; зато подробно регламентируется обмен населенных имений и т. д. Некоторые дополнения в гражданские законы были внесены впоследствии; больше же всего дополнений выпало на долю судебной практики. Дело в том, что судебная реформа 1864 включила в Устав гражданского судопроизводства знаменитую IV статью франц. кодекса, по которой воспрещается «останавливать решение дела под предлогом неполноты, неясности, недостатка или противоречия законов», под угрозой ответственности за нарушение этого правила, как «за отказ в правосудии». В связи с этим началась разъяснительная деятельность суда и сената, к-рой совместно с правоведами все же удалось приспособить кое-как устаревшие «гражданские законы» X тома к условиям довольно развитого капиталистического общества. — Однако необходимость издания нового уложения чувствовалась весьма ощутительно самою буржуазией, поскольку шаткая и недостаточно устойчивая судебная практика находилась преимущественно в руках представителей дворянства.

Немедленно же после судебной реформы, в 1865, было постановлено переработать законы о договорах. В 1882 были утверждены начала «общего пересмотра гражданских законов и составления проекта Гражданского уложения». Были выработаны и опубликованы : вотчинное (вещное), брачное, опекунское, обязательственное и наследственное право, но царское правительство не торопилось с их утверждением.

После Февральской революции буржуазное Временное правительство вместо того, чтобы опубликовать хотя бы какую-либо часть этой работы, ограничилось лишь изданием на третий день своего существования нового закона об акционерных обществах. Октябрьская революция объявила отмененными все законы свергнутого правительства, в том числе и «гражданские законы».

Прежде чем перейти к изложению основн. начал советского права, следует остановиться на структуре буржуазного Г. п. Деление Г. п. на вещное и обязательственное право соответствует в общем делению на право производственных отношений и право отношений обмена. Вещное право, трактуя о праве собственности, одновременно представляет собою наследие феодального периода, тогда как обязательственное право (договорное начало) по природе своей свойственна буржуазному обществу, причем нормы обязательственного права в значительной степени формально подчиняют себе вещное