Страница:БСЭ-1 Том 18. Город - Грац (1930)-2.pdf/62

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

системы наемного труда... и в качестве подготовительной меры к разрешению социального вопроса социалистическая рабочая партия требует устройства социалистических производительных товариществ при содействии государства и под демократическим контролем трудящегося народа». Ближайшие практические требования Гот. программы сводились к введению всеобщего, равного, прямого и тайного избирательн. права для всех граждан, начиная с 20  — летне го возраста, прямого народного законодательства, всеобщего вооружения и народн. милиции, отмены всех исключительных законов, в особенности действующих законов о цечати, союзах и собраниях, отправления правосудия народом, всеобщего и равного обучения за счет государства и объявления религии частным делом. К существующему капиталистическому обществу Г. п. обращалась со следующими требованиями: введение единого прогрессивного подоходного налога, неограниченной свободы союзов, нормального рабочего дня и законов, охраняющих жизнь и здоровье рабочих, и воспрещения детского и всякого женского труда, наносящего ущерб здоровью женщины.

Критические замечания Маркса и Энгельса по поводу Г. п. касались в основном следующих пунктов: 1) включения в программу неправильных лассальянских лозунгов и агитационных фраз, объясняющихся главным образом «верноподданнической верой лассалевской секты в государство» (Маркс); сюда относится например требование содействия государства производительным товариществам; 2) включения вульгарно-демократических требований, проистекавших из «демократической веры в чудо» (Маркс); сюда надо отнести напр. требование прямого народного законодательства; 3) нечеткой форму л»и ров к и коммунистических идей, заимствованных крайне неточно из «Коммунистического Манифеста» и «Устава международного рабочего общества». В своих критических замечаниях на Г. п. Маркс высказал ряд очень ценных мыслей о сущности труда, о требовании «справедливого распределения» и о праве «на полный продукт труда», об этапах коммунистического общества, о союзниках пролетариата, о солидарности немецкого рабочего класса с рабочими всех стран и вытекающих отсюда обязанностях, о лассалевском «железном законе» заработной платы и в особенности по вопросу о диктатуре пролетариата. В своей книге «Государство и революция» Ленин полностью опирается на критику Г. п., данную К. Марксом. А тезис о диктатуре пролетариата как переходной ступени от капитализма к коммунизму дословно внесен в программу Коминтерна. В этой же программе при изложении конечной цели коммунизма ряд важных пунктов формулирован в духе письма Маркса о Готской программе (сюда относятся тезисы о характере труда в коммунистическом обществе и в особенности различение двух периодов в коммунистическом обществе — периода социализма и периода законченного коммунизма).Лит.: Маркс К., Замечания на программу германской рабочей партии (Критика Готской программы), М., 1923; Письма К. Маркса, Ф. Энгельса и др. к Ф. Зорге и др., СПБ, 1908; Меринг Ф., История германской социал-демократии, т. IV, М. — Л., 1924; Ленин Н., Государство и революция, Собр. соч., т. XIV; Либкнехт В., Воспоминания о Марксе, Харьков, 1925; Маг х-Е nge Is, Kritiken der sozial-demokratischen Program mentwiirfe von 1875 und 1891, herausgegeben von Hermann Duncker, Berlin, 1928; Bebel A., Aus meinem Leben, 2 Tell, Stuttgart, 1911.

P. Думпер.

ГОТСКАЯ

ПРОГРАММА ФАБЗАВКОМОВ,

была принята в окт. 1924 Готским отделом АДГБ (Всеобщее объединение профсоюзов Германии) и фабзавкомами Готы и округа, а затем всеми фабзавкомами. Программа содержала 10 пунктов, в к-рых излагались основные требования герм. пролетариата, както: повышение ставок на 40%, борьба с понижением заработной платы, с попытками удлинения продолжительности рабочего дня, с массовыми расчетами рабочих и с принудительными работами для безработных, для к-рых Г. п. ф. требовала также повышения размеров пособий. Кроме того Г. п. ф. настаивала на отмене новых налогрв, введенных в связи с планом Дауеса и ложившихся огромной тяжестью на рабочую массу, на освобождении от всякой арендной платы и налогов маломощных крестьян, в хозяйствах которых не применяется наемный труд, на наделении крестьян землей по трудовой норме и реквизиции урожая у крупных землевладельцев для разрешения продовольственных затруднений в промышленных центрах.

Эти требования, создававшие почву для союза пролетариата Германии с основной массой крестьянства (малоземельной и беднейшей частью его), дополнялись и пунктами чисто политического характера — об освобождении политических заключенных (в то время в связи с запрещением компартии было арестовано несколько тысяч коммунистов), о борьбе с угрозой войны и об единстве профдвижения. Г. п. ф. была показателем огромного влияния революционного авангарда на массы, несмотря на поражение гамбургского восстания (24 октября 1923) и запрещение компартии. Она свидетельствовала о политическом характере движения даже в своих чисто экономических требованиях, выдвинутых в ответ на начавшееся в 1924 наступление капитала на заработную плату и на 8  — часовой рабочий день. Кроме того Г. п. ф. вскрывала разрыв между с. — д  — тией и массовыми организациями рабочих на предприятиях,^ к. в это время, пользуясь фашистской диктатурой и содействуя ей, с. — д-тия и с. — д. руководители профсоюзов принимали все меры, чтобы удержать массы от революционной классовой борьбы, начиная с согласия на уничтожение 8  — часового рабочего дня и кончая исключением коммунистов из профсоюзных рядов. Однако Г. п. ф. осталась в общем только историческим памятником боевых настроений герм. рабочих масс в период введения в действие плана Дауеса.

Причиной было неумение руководства КПГ того времени использовать огромное и растущее влияние на массы для завоевания союзов, что являлось, особенно тогда, в обстановке 1924, главнейшей ее задачей в профдвижении. Несмотря на то, что ряд рабочих