Страница:БСЭ-1 Том 19. Грациадеи - Гурьев (1930)-2.pdf/187

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

вероятно отнем. Eidgenossen, KaK назывались члены протестантских общин в Швейцарии.

Протестантизм во Франции не получил широкого распространения, и количественно Г. не были сильны. Непрерывно усиливавшаяся королевская власть рано сумела ограничить имущественные притязания Рима как в своих собственных фискальных интересах, так и в интересах местного клира (см. Галликанская церковь, XIV, 393—394). Эта политика развивающегося абсолютизма предотвратила ту резкую оппозицию против римской курии и католицизма, к-рая обеспечила в Германии успех протестантизма.

В истории кальвинизма (см.) во Франции наблюдаются два течения: буржуазное и дворянское. В первом протестантизм имел и более ранние и более прочные корни. Он нашел свое распространение в среде зажиточных торгово-промышлен. слоев городов юга и ю.-з. Франции (Ним, Ларошель, Монтобан, Бордо, Тулуза и др.). В этом буржуазном течении Г. представляли собой религиозную секту с обычной у кальвинистов сплоченной демократически  — федеративной церковной организацией, очень хорошо подходившей к полуреспубликанскому складу привилегированных городских корпораций.

Усиление королевской власти и ее стремление уничтожить городские вольности поставило правящие слои городов в оппозицию к абсолютизму, идеологической формой к-рой и сделался кальвинизм. Впрочем эта оппозиция никогда не была сильной, поскольку торговая буржуазия сознавала свою кровную связь с королевским абсолютизмом, в союзе с которым она боролась против феодальной раздробленности, устраняя препятствия к образованию внутреннего рынка.

С другой стороны эта оппозиция не была повсеместной. Сев. французские города, особенно Париж, остались верными и абсолютизму и католицизму, ибо с ними их связывали интересы королевской казны и ее финансово-податных операций (система откупов, косвенных налогов, займы и продажа должностей). Поэтому гугенотская буржуазия оказала в общем слабую поддержку гугенотской аристократически  — дворянской оппозиции, шумное выступление к-рой против абсолютизма наполняет собой вторую половину 16 в. и составляет главное содержание т. н. религиозных войн. Протестантизм в среде аристократии и дворянства носил ярко выраженный характер феодальной реакции. Надежды на укрепление своего социально-экономического положения путем захвата церковных имуществ соединялись у дворянства со стремлением восстановить аристократическую олигархию, сломить абсолютизм и централизм. Социальнополитический протест вылился в религиозный спор, и мятеж породил ересь. На некоторое время эти две оппозиции объединились.

Внешним поводом к объединению и открытому выступлению аристократии был упадок королевского престижа при сыновьях Генриха II (ум. в 1559). Борьба за влияние, а в 80  — х гг. 16 в. борьба за престол между Гизами (см.) и Бурбонами (см.), привела в движение все дворянство. Протестантское и католическое дворянство выдвигало в сущностиодинаковые политические требования. Колеблющаяся политика королей, особенно Генриха III, раздражала обе стороны, и идеи законности мятежа, «тираноубийства» и права подданных прибегать к иноземной помощи против своего короля были столь же распространены среди католического, как и среди кальвинистского дворянства.

Однако борьба Гизов с Бурбонами, осложненная религиозными разногласиями (Гизы возглавляли католическое движение, а Бурбоны — гугенотское), привела к возникновению религиозных войн. Поводом к первой из них послужило массовое избиение гугенотов во время богослужения, устроенное партией Гизов в местечке Басси в 1562. В требованиях Г. все больше места начинают занимать политические претензии. Особенно это стало заметно со времени большого избиения гугенотов, происшедшего в Париже в 1572 (см. Варфоломеевская ночь). Вспыхнувшая за резней четвертая по счету религиозная война (1572—1573), успешная для Г., принесла им ряд важных религиозных и политических уступок, в обеспечение которых Г. получили двенадцать крепостей и так. обр. официально были признаны воюющей стороной. Принцы и крупнейшие аристократы заняли доходные места губернаторов провинций. Г. образовали как бы государство в государстве и возродили худшие времена феодальной вольницы: их хозяйничанье создало почву для успеха антипротестантской пропаганды в среде буржуазии и вызвало ненависть к Г. среди крестьянства, вдохновляемого католическим духовенством. Когда король Генрих III стал уступать Г., Гизы легко создали в противовес Г. католическую Лигу, к-рая одержала победу на выборах в генеральные штаты 1576. Католическое дворянство предъявило со своей стороны ряд политических требований. Тотчас же после закрытия штатов начались военные действия (шестая и седьмая религиозные войны 1576—77 и 1579—80). Смерть герцога Алансонского, брата короля и единственного наследника, открыла Генриху Бурбону дорогу к трону (1584). Тогда католики добились от короля издания в 1585 Немурского эдикта, к-рый объявлял католицизм господствующей религией и предписывал всем протестантам в месячный срок покинуть Францию. Г. начали войну (т. наз. война «Трех Генрихов», т. е.: Генриха Гиза, Генриха Бурбона и короля Генриха III). Во время войны погибли Генрих Гиз и король Генрих III. Генрих Бурбон получил корону ценою отказа от протестантизма, но принужден был удовлетворить гугенотов изданием Нантского эдикта (1598), положившего конец религиозным войнам. Эдикт признал за Г. свободу вероисповедания, право свободного богослужения в дворянских замках (числом около 3.500) и в двух городах каждого сенешальства или бальяжа (судебного округа), равно как и во всех городах и деревнях, где оно установилось до 1597. Правительство взяло на казенный счет содержание кальвинистского духовенства и кальвинистских школ. Двести крепостей и укрепленных замков были оставлены в руках Г. сна-